Приветствую Вас Гость | Группа "Гости" | RSS

Количество дней с момента регистрации: . 


Вторник, 06.12.2016, 20:56
Главная » 2016 » Июль » 29 » 28 июля исполнилось 175 лет со дня трагической гибели Михаила Юрьевича Лермонтова
01:46
28 июля исполнилось 175 лет со дня трагической гибели Михаила Юрьевича Лермонтова
Дуэль или спланированное убийство? Однозначного ответа на этот вопрос у специалистов пока нет.


Дуэль Лермонтова с Мартыновым. © / репродукция

28 июля 2016 года исполнилось 175 лет со дня гибели Михаила Лермонтова. Он не дожил и до 27 лет, но написал около трёх десятков поэм и почти четыреста стихотворений, многие из которых стали классикой русской литературы.

175-летие со дня трагической гибели Михаила Лермонтова совпадает с другой круглой датой – 30 лет назад на экран вышел фильм "Лермонтов". Его автор Николай Бурляев первым вынес на широкий экран существовавшую до этого исключительно в кабинетах ученых дискуссию о последней дуэли поэта.

"Сейчас, когда я уже знаю очень много о Лермонтове, я изучал его долгие-долгие годы, я утверждаю то, что дуэли не было. Было убийство. Это просто доказать, поскольку пуля на ровной поверхности у Машука, где наклон три градуса, там измеряли баллистики, а пуля попала в Лермонтова под углом в 40 градусов. Это невозможно на ровной поверхности, как бы ни оправдывали это некоторые лермонтоведы", - комментирует кинорежиссер, народный артист России Николай Бурляев.

Вопрос о последней дуэли Лермонтова возник не вчера и не на пустом месте, объясняет один из исследователей жизни поэта Дмитрий Алексеев. По его словам, для того, чтобы расставить все точки над "i", не хватает главного – подлинных исторических документов. В свое время сумятицу в них внесли убийца Лермонтова Мартынов и его секунданты, главным образом князь Васильчиков.
"Это было более жестко, чем они представляли в официальном деле. А потом все поумирали, остался один Васильчиков, остальные ничего не показывали. И Васильчиков начал рассказывать свои версии. К тому времени он был уже очень известный человек, общественный деятель. И по мере того, как слава Лермонтова восходила, он был вынужден подстраиваться под публику, которая их начала осуждать", - говорит публицист Дмитрий Алексеев.

Владимир Захаров изучает жизнь поэта уже 50 лет, написал десяток книг, сейчас готовит 500-страничную летопись жизни поэта. В заговор против Лермонтова он не верит, утверждает, что Лермонтов погиб из-за своих шуточек в адрес Мартынова, а непосредственно на дуэли добавил масла в огонь.
"Тем боле, там в стороне были свидетели. Или они что-то там... Или что-то произошло, но первым не выдержал Столыпин и сказал: "Стреляйте, или я развожу дуэль". Лермонтов ответил: "Я в этого дурака стрелять не стану". Это стоило ему жизни. Мартынов в злобе, его это всколыхнуло, он поднимает пистолет и стреляет", - рассказывает исследователь жизни и творчества М.Ю. Лермонтова, кандидат исторических наук Владимир Захаров.

Никакого единого общепринятого мнения о гибели Лермонтова сегодня не существует. Исследователи непримиримо отстаивают каждый свою точку зрения.

Поединок или убийство. Смерть Михаила Юрьевича Лермонтова

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова во многом оказалось пророческим. Судьба поэта настолько тесно переплелась с его произведениями, что даже смерть в молодые годы не стала для общественности неожиданной.

Когда говорят о смерти Лермонтова, то всегда употребляют слово «убили». И неудивительно. Смутные описания дуэли, происходившей между шестью и семью часами вечера у подножия горы Машук, до сих пор остаются неясными. Общественное мнение не столько осуждало действия очевидцев и противника Лермонтова, хотя это, конечно, имело место, сколько упивалось романтической гибелью поэта. Тайное, мистическое сходство жизни и смерти Лермонтова и его героев привело к тому, что стали всерьез задумываться: а была ли дуэль следствием обычной ссоры между офицерами? Не скрывается ли за этим что-то другое, о чем никто не говорит. Историки признают, что в дуэли между Лермонтовым и Мартыновым действительно много белых пятен.

Если не вдаваться в подробности, то на первый взгляд дуэль поручика Михаила Юрьевича Лермонтова и отставного майора Николая Соломоновича Мартынова была вполне традиционной: с десяти шагов по сигналу дуэлянты стали сближаться, один из секундантов считал до трех, после чего нужно было сделать выстрел. Лермонтов предпочел выстрелить в воздух. Мартынов же не стал церемониться, и его выстрел оказался для поэта смертельным.

Медицинское и судебное расследования были лаконичными и, на первый взгляд вполне достоверными. Труп освидетельствован врачом, все участники дуэли выявлены и наказаны. Казалось бы, вполне рядовое по тем временам событие, не представляющее никакой тайны. Но стоит пристальней приглядеться к этой истории, как тут, же всплывают факты, говорящие, что все было, не так гладко, как описывает следствие. А если точнее, то все было совсем не так.

Во-первых, для того чтобы вызвать человека на дуэль, нужны очень серьезные основания. Мартынов в своих показаниях признался, что Лермонтов не нанес ему каких-либо оскорблений, что он просто позволял себе «остроты, колкости, насмешки на мой счет, одним словом, все, чем только можно досадить человеку, не касаясь до его чести».

Если Лермонтов нисколько не задел чести Мартынова и не нанес ему никаких оскорблений, то тогда становится неясным, с какой стати вызывать на дуэль человека, который явно не стремился к конфликту, а, напротив, был дружески расположен и просто шутил со своими товарищами, так же как и они с ним. За это не убивают. Кроме того, Лермонтов был против дуэли, он не хотел стреляться. Впрочем, у Мартынова могли быть и другие причины ненавидеть Лермонтова, хотя, это всего лишь предположение.

Родственник знаменитого генерал-фельдмаршала, ординатор Пятигорского военного госпиталя производил осмотр тела Лермонтова. Было сделано медицинское заключение, что пуля прошла навылет: Существует и второе свидетельство, которое своим содержанием уже отличается от первого. Эти несоответствия и послужили поводом к возникновению всяческих слухов вокруг этой дуэли.

Наконец, показания секундантов дуэли М.П. Глебова и А.И. Васильчикова, а также свидетелей А.А. Столыпина (Монго) и С.С. Трубецкого настолько сбивчивы и противоречивы, что вся полученная от них информация вызывает большие сомнения. Создается впечатление, что все они явно что-то недоговаривают…

Был ли наемный убийца?

В России сразу возникли слухи, что дуэль велась не по правилам и что убийство Лермонтова было подстроено. Скорее всего, Лермонтов досаждал вовсе не Мартынову, а высшим государственным чинам, чем и подписал себе смертный приговор. Если допустить, что в смерти поэта замешана тайная полиция (Охранное отделение), то тогда, действительно, едва ли кто-то из свидетелей дуэли решился бы открыто рассказать о том, что на самом деле произошло в тот день.

Между тем достоверно известно — Николаю I было доложено, что никаких оскорблений майор Мартынов от Лермонтова не получал и оснований для дуэли не было. Учитывая строгость существовавших тогда порядков и весьма символическое наказание подсудимых, нетрудно догадаться, что смерть поэта для царя отнюдь не стала трагедией. Известно, что император Николай I не жаловал поэта. Он крайне отрицательно относился к «Герою нашего времени». После стихотворения «Смерть поэта», посвященного Пушкину, царь приказал «посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он». После этого Лермонтова сослали на Кавказ в действующую армию.

Свидетели поединка рассказывают, что Лермонтов выполнял все правила дуэльного искусства. Он стоял правым боком к Мартынову, при этом прикрывался согнутой в локте рукой и пистолетом. Если сопоставить это с судебной экспертизой, то становится непонятно, как пуля могла попасть в прикрытое рукой место, а затем выйти у левого плеча. Поскольку Лермонтов стоял выше Мартынова, имея за спиной скалистый выступ с кустарниками, то напрашивается вывод, что выстрел был сделан из-за спины. Тогда медицинское заключение становится более логичным.

Пуля, выпущенная из пистолета, не имела такой убойной силы. Другое дело — винтовочная пуля. Предполагают, что подлинным убийцей Лермонтова был подкупленный горец, который прятался в кустах, за спиной поэта. Но тут сразу возникает вопрос: почему, же секунданты ничего этого не заметили? Трудно представить, что они были в сговоре и имели намерения расправиться с Лермонтовым. Всех их связывала давняя дружба с поэтом, и едва ли они вынашивали тайные планы. Тем не менее, общее мнение склоняется к тому, что все-таки это было убийство.

Тем не менее, следует заострить внимание и на Мартынове. Выступления общественности в его адрес были очень жесткими. Свет на историю дуэли они не проливают, но, тем не менее, говорят о многом.

АЛ. Булгаков, почт-директор Москвы, говорил: «Удивительно, что секунданты допустили Мартынова совершить его зверский поступок. Он поступил против всех правил чести и благородства и справедливости… Мартынов поступил как убийца… Надлежало начинать Лермонтову, он выстрелил на воздух, желая кончить глупую эту ссору дружелюбно». Приблизительно так же писал А. Елагин: «Все говорят, что это убийство, а не дуэль… Лермонтов выстрелил в воздух, а Мартынов пошел и убил его».

Между Лермонтовым и Мартыновым и раньше были несколько натянутые отношения. Когда-то, отправляясь на Кавказ, Лермонтов взялся передать Мартынову письма и деньги от его родственников. Но передал только деньги, сославшись на то, что в дороге его обокрали. Мартынов написал, что триста рублей он получил, а никаких писем не было. Родственники же не скрывали подозрения, что все письма Лермонтов попросту вскрыл и прочитал. Может быть, спонтанно, может быть, умышленно распространился слух, будто Лермонтов оскорбил Мартынова тем, что показал его сестру Наталью в образе Веры в «Герое нашего времени».

Версия о том, что Мартынова использовали как исполнителя негласного приговора, наиболее вероятна. Очень многие из влиятельных лиц государства наверняка этого желали. Тем более жандармское управление имело основания подозревать, что Лермонтов распространял вольнодумные мысли в среде боевых офицеров.

Некоторые склоняются к тому, что Мартынов, будучи неглупым человеком, все же понимал, что Лермонтов, как храбрый офицер, обязательно примет его вызов, но стрелять не будет. Вероятно, Мартынов завидовал Лермонтову, а поэтому шутки и остроты поэта вполне могли вызвать его ярость, он-то так шутить не мог.

Так это или нет, но поединок Печорина и Грушницкого явился гениальным пророчеством Михаила Лермонтова, только финал его оказался иным.

Правда, нужно заметить, что Лермонтов с печоринским азартом сам постоянно искал смерти. Он постоянно рисковал, искушал судьбу, и дуэль с Мартыновым была отнюдь не первой. Во всех сражениях Лермонтов оказывался в самом пекле, удивляя своей храбростью, и всегда, что называется, лез на рожон.

Можно предположить, что он, по примеру своего героя, утомленный и разочарованный жизнью, тоже хотел свести с ней счеты, и дуэль с Мартыновым стала самоубийством, произведенным чужой рукой. По крайней мере, в стихах Лермонтова постоянно возникает тема смерти. Но все это носит скорее не реальный, а мистический характер.
На самом деле, хотя Лермонтов и говорил о предчувствии смерти, все-таки не спешил покинуть этот мир. Графиня Ростопчина рассказывала о том, что отправляться в свой «последний путь» на Кавказ он очень не хотел: «Лермонтову очень не хотелось ехать. У него были всякого рода дурные предчувствия».

Но большинство воспоминаний современников Лермонтова о его таинственных предчувствиях и даже предсказаниях собственной смерти появилось уже после дуэли. Гонения и ссылка поэта вызвали широкую огласку и возмущение общества только тогда, когда Лермонтова не стало.

Не следует забывать и о том, что заслуга гения в его наследии. Творчество Лермонтова, конечно, закрывает от многих его личность. Какой бы она ни была, скверной или благородной, — талант художника всегда оказывается выше его характера, а значит, гения надо беречь. Но, к сожалению, в жизни все бывает иначе.

Перед Мартыновым в первую очередь стоял не гений Михаил Юрьевич Лермонтов, а просто сослуживец, поручик Лермонтов, который постоянно у всех на глазах задевал его своими циничными остротами.
Будь на месте Лермонтова кто-нибудь другой, вполне вероятно, что Мартынов не подвергся бы осуждению со стороны общественности, а как раз наоборот — наказал обидчика за дерзость.

Ради объективности не следует исключать еще одной версии, а именно масонского заговора. О том, что таковой существовал, ходило очень много слухов. Несмотря на то, что масонство в России пресекалось еще со времен Екатерины II, тайные общества еще долго существовали в светских кругах.
Однако доказать причастность масонов к смерти Лермонтова невозможно, поскольку никаких улик на этот счет не существует. На то оно и тайное общество, чтобы не оставлять никаких следов.

И все-таки все предыдущие версии недостаточно убедительны. Настоящая картина ссоры и дуэли выглядит скорей банально. Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль, подстрекаемый Васильчиковым. Последнего подозревали в том, что он был главным зачинщиком дуэли, а впоследствии сделал все, чтобы ее обстоятельства были утаены. Есть сведения, что Васильчиков сотрудничал с Охранным отделением.

Удивляет выбор места дуэли, явно непригодного для поединка. По жребию Мартынову досталась более выгодная позиция, он стоял ниже Лермонтова. По сигналу они стали сходиться. Лермонтов, имея право первого выстрела, мог запросто подстрелить противника — расстояние было таким маленьким, что для боевого офицера это не составило бы труда. Но он, подойдя к барьеру, выстрелил в воздух. Лермонтов, по-видимому, ожидал от Мартынова того же. Самоуверенность (или благородство?) оказалась роковой для великого русского поэта.

И все же… Много лет спустя Мартынов, упорно хранивший молчание, вдруг решил рассказать правду об этой злосчастной дуэли. Но не успел этого сделать, поскольку скоропостижно скончался при весьма загадочных обстоятельствах…
Просмотров: 101 | Добавил: Тигра | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]