Приветствую Вас Гость | Группа "Гости" | RSS

Количество дней с момента регистрации: . 


Вторник, 17.09.2019, 01:57
Главная » 2012 » Ноябрь » 19 » Берегись автомобиля
00:05
Берегись автомобиля


«Береги́сь автомоби́ля» — художественный фильм-кинокомедия, поставленный на киностудии «Мосфильм» в 1966 году режиссёром Эльдаром Рязановым.

Лирическая комедия «Берегись автомобиля» стала первой совместной работой Эльдара Рязанова и кинодраматурга Эмиля Брагинского. Как вспоминал впоследствии режиссёр, в основу сюжета легла «бродячая легенда» тех лет — о человеке, который угонял машины у людей, живущих на «нетрудовые доходы» (под которыми подразумевались взяточничество, спекуляция, хищения социалистической собственности и т. п.), продавал их, а деньги переводил в детские дома[1][2]. Историю эту Рязанов и Брагинский слышали в разных городах — в Москве, Ленинграде, Одессе; желая услышать её из первых уст, обращались в различные правоохранительные учреждения, но оказалось, что история целиком вымышлена[2]: «Просто народ выдумал легенду о современном благородном разбойнике — Робине Гуде, в которой выдал желаемое за действительное»[3]. Отсутствие реального прототипа озадачило авторов сценария, но не заставило отказаться от замысла[1]; сочиняя своего героя, они, по свидетельству Э. Рязанова, опирались на традиции мировой литературы и кинематографа: главным образом фантазию авторов питали Дон Кихот, чаплиновский Чарли и князь Мышкин[4].
« Нам хотелось, — писал Эльдар Рязанов, — сделать добрую, грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других. Ведь он обращает внимание на то, мимо чего мы часто проходим равнодушно. Этот человек — большой, чистосердечный ребёнок. Его глаза широко открыты на мир, его реакции непосредственны, слова простодушны, сдерживающие центры не мешают его искренним порывам. Мы дали ему фамилию Деточкин»[4]. »

Редакторам Госкино в сценарии понравилось всё, кроме того обстоятельства, что симпатичный его герой ворует машины: было бы намного лучше, если бы он просто сообщал в ОБХСС, что такой-то человек — жулик и живёт на нетрудовые доходы[5].

Тем не менее фильм под названием «Угнали машину» был уже запущен в подготовительный период, когда председатель Госкино Алексей Романов забраковал сценарий — из опасения, что советские граждане, посмотрев фильм, начнут угонять друг у друга машины; фильм был «законсервирован»[6].

Рязанов и Брагинский переработали сценарий в повесть, которая в 1964 году была опубликована в журнале «Молодая гвардия» и получила хорошую прессу, — за это время режиссёр успел снять фильм «Дайте жалобную книгу». Благожелательные рецензии на повесть произвели впечатление в ЦК, и на съёмки фильма наконец было дано «добро»

По свидетельству Э. Рязанова, кандидатура Иннокентия Смоктуновского на главную роль возникла ещё в 1962 году: «Но только в таком плане: хорошо бы было…» — в то время Смоктуновский снимался в «Гамлете», и на него трудно было рассчитывать[4]. Тогда на роль Деточкина был утверждён Юрий Никулин, на роль его антагониста, следователя Максима Подберёзовикова — Юрий Яковлев[6].

Когда же в 1964 году Рязанов смог наконец приступить к съёмкам, Юрий Никулин отказался от предложения: «У меня ощущение, что я это уже сыграл»[3] (по другой версии режиссёра, он вновь, как в 1962 году, отправился с цирком в длительное зарубежное турне[7]). Рязанов обратился к Смоктуновскому, — вся съёмочная группа хотела, чтобы Деточкина сыграл именно он; но из-за занятости и усталости актёр отказался[8].

Рязанов пробовал на главную роль многих замечательных артистов; в их числе был и Леонид Куравлёв: «Он оказался достоверен, правдив, симпатичен, — вспоминал Рязанов, — но в нём не хватало странности, не было эдакого лёгкого сдвига мозгов»[8]. Пробовался на роль Деточкина и Олег Ефремов, — он мастерски изображал своего героя, но не был им: «Сквозь мягкость, добросердечие и наивность проглядывал волевой, железный человек»[8]. В конце концов Рязанову удалось уговорить Смоктуновского, чья природная странность дала необходимый эффект остранения характера главного героя[9]. Здесь актёр ещё раз сыграл Гамлета, но уже не как Смоктуновский, а как посредственный актёр самодеятельного театра. Рязанов в своём фильме напомнил и о другой знаменитой роли Смоктуновского — князе Мышкине; в одной из сцен невеста Деточкина Люба (Ольга Аросева) бросает в сердцах: «Посмотри на себя! Ты же идиот!» При этом Смоктуновский заставил режиссёра кое в чём отступить от сценария: так, при очередной попытке угнать автомобиль Димы Семицветова, когда опаздывающий на поезд человек просил подвезти его, Деточкин, по сценарию, «врал с три короба», чтобы отвязаться от непрошенного пассажира, — в фильме Деточкин говорит всё как есть: что он собирается угнать машину и пассажир рискует попасть в неприятную историю. «Это Смоктуновский, — пишет Рязанов, — восстал против лжи своего героя. Это он восстал, следуя не только логике характера Деточкина, но и, пожалуй, своего собственного»[10].

А в Олеге Ефремове режиссёр нашёл идеального Максима Подберёзовикова: с одной стороны, подошли его «стальной взгляд, решительная походка, уверенность жеста, волевое лицо», с другой — в Ефремове присутствовала самоирония, позволявшая ему играть следователя-актёра «как бы не всерьёз, подчёркивая легкую снисходительность по отношению к своему персонажу»[11].

Премьера «Берегись автомобиля» состоялась в мае 1966 года; в прокате этого года фильм занял 11 место — 29 млн зрителей.

Скромный и застенчивый страховой агент, в прошлом шофёр, а ныне ещё и актёр самодеятельного театра Юрий Деточкин оказывается непримиримым борцом за справедливость. Правда, правоохранительным органам в лице актёра того же театра — следователя Максима Подберёзовикова, в чьём кабинете вместо традиционного портрета Дзержинского висит портрет Станиславского, этот Робин Гуд представляется опасным, хитроумным, изобретательным и неуловимым преступником…

Бывая по долгу службы в домах довольно состоятельных людей и видя, что его клиенты живут явно не по средствам, Деточкин пытается восстановить справедливость, как он её понимает: у людей, живущих на «нетрудовые доходы», он угоняет автомобили, перепродаёт их, а вырученные деньги переводит детским домам.

У одного из клиентов, Димы Семицветова, Деточкину удаётся угнать машину лишь с третьей попытки; по пути в Прибалтику Деточкин знакомится с симпатичным милиционером, помогает ему завести заглохший мотоцикл. Но в ближайшем населённом пункте милиционер получает ориентировку на угонщика и пускается за Деточкиным в погоню. После каскада автомобильных трюков милицейский мотоцикл снова глохнет, и Деточкин продолжает свой путь.

Пока Юрий Иванович продаёт угнанную «Волгу», на его след выходит Максим Подберёзовиков. Следователь случайно обнаруживает, что свои отлучки Деточкин дома объясняет служебными командировками, а на работе — болезнями многочисленных родственников. Подберёзовиков вспоминает все странности в поведении Деточкина, его повышенный интерес к расследованию, и у него исчезают последние сомнения. Он потрясён лицемерием того, кого считал другом, и намеревается арестовать «предателя».

Но желая всё-таки понять, что толкнуло Юрия Ивановича на путь преступления, Максим ведёт его перед арестом в пивную. Деточкин предъявляет Максиму все имеющиеся документы: квитанции на денежные переводы и проч., — заведующий пивной, тоже жертва Деточкина, решив, что нагрянула ревизия, с перепугу подаёт визитёрам «фирменное пиво», то есть «ёрш». Захмелевший Подберёзовиков, узнав, что Деточкин ворует из благородных побуждений, принимает решение пойти на должностное преступление и отпустить Деточкина с миром под обещание больше не воровать машины даже у взяточников. Он порывается даже порвать ордер на арест, но Юрий Иванович отнимает у него документ.

В ожидании скорого ареста Деточкин рассказывает обо всём Любе; он честно пытается покончить с прошлым, выбрасывает в реку свою картотеку, но тут же ему попадается на глаза «Волга» со знакомым номером. Выловив из воды картотеку, Деточкин устанавливает, что машина принадлежит взяточнику — и благородный вор не может устоять; но на этот раз он подгоняет машину к отделению милиции, где работает Подберёзовиков. Во время поездки в этой машине по городу Деточкина из своего троллейбуса замечает Люба, которая бросается за ним в погоню (на своём троллейбусе!), чтобы предотвратить новое преступление; но не догоняет: в пылу погони на полной скорости сворачивает в переулок, где нет троллейбусных проводов… Однако в картотеку Деточкина вкралась ошибка: автомобиль принадлежит честному человеку. Подберёзовиков вынужден арестовать друга.

На премьеру самодеятельного «Гамлета» Деточкина под конвоем, но всё же привозят. Спектакль проходит с большим успехом.

В суде Максим и другие знакомые Деточкина выступают в защиту «Робин Гуда», громогласно звучит призыв тестя Семицветова: «Свободу Юрию Деточкину!». Более того, пафосно обвинявший Деточкина Семицветов сам замолкает, услышав из уст государственного обвинителя, что в отношении него возбуждено уголовное дело. Какой именно срок определяет суд Деточкину, не сообщается. В финале фильма Юрий Иванович в своей манере подходит к ветровому стеклу троллейбуса Любы и говорит ей: «Я вернулся».

Иннокентий Смоктуновский — Юрий Иванович Деточкин
Олег Ефремов — следователь Максим Петрович Подберёзовиков
Ольга Аросева — Люба
Любовь Добржанская — мама Деточкина
Андрей Миронов — Дима Семицветов
Анатолий Папанов — тесть Семицветова Семён Васильевич Сокол-Кружкин, подполковник в отставке
Татьяна Гаврилова — Инна, жена Димы Семицветова
Георгий Жжёнов — милиционер на мотоцикле
Евгений Евстигнеев — режиссёр народного театра
Сергей Кулагин — Филипп Картузов, директор пивной
Виктория Радунская — криминалист Таня
Готлиб Ронинсон — Яков Михайлович Квочкин, начальник Деточкина
Борис Рунге — Человек с чемоданами
Яков Ленц — Продавец сигарет
Вячеслав Невинный — Автослесарь
Донатас Банионис — Пастор, покупатель «Волги»
Галина Волчек — покупательница магнитофона по блату у Семицветова
Любовь Соколова — народный судья
Антонина Максимова — Актриса любительского театра
Инга Будкевич — Покупательница транзисторного приёмника (в титрах не указана)
Антонина Дмитриева — эпизод (в титрах не указана)
Сергей Жирнов — актёр Народного театра, уносил Подберёзовикова со сцены на репетиции (в титрах не указан)
Зоя Исаева — Гостья, брюнетка с высокой прической (в титрах не указана)
Юрий Киреев — милиционер (в титрах не указан)
Алексей Коренев — Покупатель в комиссионке у Семицветова (в титрах не указан)
Нина Крачковская — Девушка на почте (в титрах не указана)
Владимир Липпарт — Милиционер, участник самодеятельности (в титрах не указан)
Владимир Нахабцев — эпизод (в титрах не указан)
Николай Парфёнов — Прокурор (в титрах не указан)
А. Петров — зритель на суде (в титрах не указан)
Сергей Филиппов — Зритель на концерте самодеятельности (в титрах не указан)
Георгий Шаповалов — продавец в охотничьем магазине (в титрах не указан)
Евгений Шутов — Милиционер конвоя (в титрах не указан)
Юрий Яковлев — голос за кадром

Авторы сценария — Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов
Режиссёр-постановщик — Эльдар Рязанов
Операторы — Анатолий Мукасей, Владимир Нахабцев
Художники — Борис Немечек, Лев Семёнов
Режиссёр — Алексей Коренев
Композитор — Андрей Петров
Звукооператор — Валерий Попов
Дирижёр — Юрий Силантьев
Художник по костюмам — Шелли Быховская
Грим — Ольги Струнцовой
Монтаж — Е. Овсянниковой
Редактор — Анатолий Степанов
Консультанты — А. Микулин, А. Шпеер
Ассистенты:
режиссёра — А. Идес, Полина Шевкуненко
оператора — Ю. Епишин, В. Фридкин, А. Виханский
звукооператора — Валентина Щедрина
Директор картины — Евгений Голынский

По воспоминаниям Ольги Аросевой, ей действительно пришлось водить по улицам Москвы троллейбус (для чего она прошла курсы водителей троллейбуса), причём пришлось выехать на маршрут, и пассажиры в троллейбусе были настоящими, а не массовкой[3].
Донатаса Баниониса, говорящего по-русски с акцентом, в большинстве фильмов дублируют русскоговорящие актёры. В сцене передачи денег за «Волгу», он разговаривает с Деточкиным и считает деньги по-литовски своим голосом[12].
Мосфильмовская «Волга» ГАЗ-21, на которой Деточкин ушёл от погони, впоследствии не раз перекрашивалась. Этот же автомобиль, превращённый в такси героя Ефремова, снимался в фильме «Три тополя на Плющихе» Татьяны Лиозновой и «Бриллиантовой руке» Леонида Гайдая. Сейчас эту «Волгу» можно увидеть в музее киноконцерна «Мосфильм»[3].
9 ноября 2012 года в Самаре к восьмидесятипятилетию Эльдара Рязанова был открыт памятник Юрию Деточкину
Просмотров: 850 | Добавил: Constantin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]