Приветствую Вас Гость | Группа "Гости" | RSS

Количество дней с момента регистрации: . 


Среда, 17.07.2019, 19:48
Главная » 2014 » Январь » 11 » БОЛЕЗНИ И ЗДОРОВЬЕ ПО-ТИБЕТСКИ Часть 1. Что такое здоровье и что такое болезнь?
17:58
БОЛЕЗНИ И ЗДОРОВЬЕ ПО-ТИБЕТСКИ Часть 1. Что такое здоровье и что такое болезнь?


Трехцветная монада — символ тибетской медицины
Слизь, Ветер, Желчь — три конституции человека и, одновременно, три главных понятия тибетской медицины. Все, что есть в человеческом организме, связано с этими тремя конституциями: здоровье и болезни, жизнь и смерть, гармония и разлад ума, души и тела.
При соблюдении должного образа жизни и питания три конституции служат опорой друг другу и находятся в равновесии. В тибетской традиции они обозначаются тремя цветами и составляют Триединую Монаду. Синий — Слизь, Красный — Ветер, Желтый — Желчь.
Почему были выбраны именно эти три цвета? Синий цвет обозначает воду и холод - природу Слизи. Красный цвет обозначает страстность - свойство Ветра (иногда эта конституция обозначается белым цветом, символизирующим воздух — ее стихию). Желтый цвет — жар и цвет Желчи.
Эти три цвета и Триединая Монада остаются неизменными в тибетской традиции на протяжении тысячелетий как основной символ врачебной науки Тибета.
В России есть своя традиция тибетской медицины, столетия назад привнесенной в Бурятию буддийскими врачами-ламами. Для того чтобы сделать ее достоянием современных людей, предлагаю ознакомиться с серией статей.

С чего начинается здоровье?
Говоря о лечении в тибетской медицине, нужно хорошо понимать, что является его целью, определяющей, в конечном итоге, методы и средства воздействия на больной организм, чтобы восстановить здоровье.
На первый взгляд, все просто. Цель любого лечения — искоренить болезни и восстановить здоровье человека. Но уже здесь мы сталкиваемся с коренным отличием тибетской медицины от западной. Действительно, если на Западе медицина — это наука о болезнях, то на Востоке, в частности, в Тибете, медицина - это наука о здоровье. Казалось бы, небольшой нюанс, но именно этим определяется то, что врач тибетской медицины лечит не болезнь, а больного. В этом принципе заключен величайший смысл. Тибетская медицина никогда не рассматривает болезнь какого-либо органа или системы органов как нечто обособленное, отдельное от всего организма. Именно нарушение равновесия в организме, в этой единой биоэнергетической системе и является причиной всех заболеваний.
В древнем медицинском (XII-XIV вв.) трактате «Чжуд-Ши» сказано: «Все, что вытекает из применения лекарственных средств, направлено на восстановление равновесия элементов, а равновесие их — это здоровье и благоденствие». (Дополнительная Тантра.)
В тибетской медицине здоровье человека определяется как равновесное состояние трех конституций (доша - тиб.) при условии нормального выведения нечистот. Три конституции - это три регулирующие системы организма:
Все три конституции (три основные жизненные энергии) находятся в постоянном взаимодействии. От их состояния и взаимного влияния зависят здоровье и жизнь человека.

1. Слизь отвечает за рост и гормональную регуляцию и органы, выстланные слизистыми и серозными оболочками, продуцирующими слизь (мукоид, коллоид — латин.), и включает в себя лимфатическую и эндокринную системы.
Конституция Слизь отвечает за функции слизистых оболочек, которые поглощают и выводят из организма любые внешние загрязнения и инфекции, а также регулирует работу лимфатической системы, очищающей организм и выводящей из него микробы, токсины и продукты распада клеток, что совершенно не противоречит взглядам западной медицины.

2. Желчь отвечает за пищеварение и согревание организма и анатомически включает печень и желчный пузырь.
Конституция Желчь отвечает за нормальное пищеварение, при котором любые инфекции, вирусы и микробы, попадающие в организм с пищей, уничтожаются (расщепляются) желудочным соком, секретом поджелудочной железы и желчью, производимой печенью. Кроме того, она поддерживает уровень энергии, согревает организм, что позволяет ему противостоять воздействию внешнего холода.

3. Ветер отвечает за нервную регуляцию и включает в себя центральную и периферическую нервные системы.
Конституция Ветер (нервная система) обеспечивает адекватные реакции человека на внешние факторы и раздражители, умение справляться со стрессами, избегать деструктивных эмоций, провоцирующих заболевания.

Если эти три конституции будут находиться в равновесии и выведение нечистот (кал, моча, пот и т.д.) будет происходить должным образом, человек будет здоров и болезней не будет. «Человек, у которого в теле нет никаких изменений, должен жить долго и без болезней». («Чжуд-Ши».)
Конституция Ветер - это «дирижер» организма. В трактате «Чжуд-Ши» сказано, что Ветер «управляет всем телом». Под управлением нервной системы находятся все органы, ткани и системы организма. Как только появляются отрицательные эмоции, которые разрушают личность человека, как только человек теряет способность адаптироваться к внешним условиям и своим собственным переживаниям, весь его организм приходит в движение, а затем - в расстройство, и происходит его полная разбалансировка. Расстройство Ветра приводит в движение две другие конституции - Слизь и Желчь, вызывая их возмущение с развитием болезней «холода» и «жара».
«Ветер действует сразу и на жар, и на холод. Он раздувает жар желчи, студит холод слизи, ...поднимает с места собравшиеся болезни, разбрасывает повсюду рассеянные болезни, а мелкие ветры раздувают остатки жара. Поэтому с ветра нельзя спускать глаз». («Чжуд-Ши», Тантра Наставлений.) В народе говорят: «Все болезни от нервов». И с этим трудно не согласиться.

Конституция Ветер занимает в организме центральное место. Она управляет деятельностью всех органов и систем. Возбуждение конституции Ветер усиливает болезни Слизи и особенно Желчи. Так как стихия Ветра — Воздух, то он раздувает Огонь, превращая его в костер, поднимает песок Земли, образуя ураганы и смерчи, волнует Воду, вызывая штормы и цунами. На рисунке показано, что Слизь и Желчь являются антагонистами, так как сила огня подавляется водой и землей.

Важная особенность тибетской медицины состоит в том, что она неотделима от философии буддизма, которая служит ей мощной духовной основой. Эта философия учит, что в любой ситуации человек должен оставаться спокойным, пребывая в мире и гармонии с самим собой и сохраняя душевное равновесие. Нужно заботиться не о накапливании материальных ценностей, не о внешней красоте или физической силе, а о воспитании в себе духовной силы и стойкости.
Человек, понимающий неизбежность перемен, сохраняющий внутреннюю свободу и ясность сознания, может противостоять любым стрессам и любым изменениям в окружающем его мире. И, напротив, неготовность принять перемены, внутренняя неуверенность и душевная слабость рождают привязанности и страсти — причину расстройства нервной системы, а в итоге, и физического здоровья. Если человек не нашел гармонии с самим собой, он никогда не найдет гармонии с окружающим миром.
Здоровье, как и счастье, - это категория внутренняя. И сохранение здоровья — это, в первую очередь, задача самого человека. Никто в мире не может повлиять на здоровье человека так, как он сам. Ни один врач, какими бы совершенными методами лечения он ни располагал, не сделает человека счастливым и здоровым, если сам пациент не организует свое сознание, не освободится от неведения, которое и является главной причиной любого заболевания.
Ведь врач не может всегда и везде находиться вместе со своим пациентом. Он может подсказать, научить человека правильно питаться и вести правильный образ жизни, управлять своим самочувствием, прибегая к тем или иным процедурам, но постоянно быть рядом с ним и контролировать его поведение он не в силах. Управлять своей жизнью должен сам человек.
Именно неведение считается в тибетской медицине причиной всех заболеваний. Неведение порождает три яда души - невежество, гнев и страсть, которые возмущают соответственно Слизь, Желчь и Ветер и тем самым порождают болезни. Путь к выздоровлению начинается с избавления от неведения.
Пребывая в неведении, многие современные люди относятся к своему здоровью потребительски, желая им пользоваться, но, не желая делать ничего для того, чтобы его сохранить. Им удобно думать, что можно избавиться от болезней, не меняя ничего в своей жизни, сохраняя свои привычки и привязанности, не изменяя своего сознания, а только лишь потребляя те или иные таблетки, витамины, гормоны, биоактивные добавки и так далее.
К сожалению, западная медицина (в первую очередь, фармакология) эксплуатирует такое потребительское отношение, заставляя людей тратить все больше денег на все более сложные (и дорогостоящие) операции, новые «чудесные» химиопрепараты, гормоны и средства для повышения иммунитета, которые якобы в состоянии вернуть утраченную молодость и здоровье. На последнем (иммунитете) хотелось бы остановиться особо.

Что такое иммунитет?

Под понятием «иммунитет» принято понимать способность организма сопротивляться внешним инфекциям и другим неблагоприятным факторам воздействия на организм. Снижение иммунитета служит причиной множества заболеваний человека. Иными словами, иммунитет — это то, что поддерживает наше здоровье.
Но раз существует такое понятие, то у потребителя возникает желание узнать, из чего этот «иммунитет» состоит фактически, увидеть его, пощупать руками и, наконец, купить его в аптеке, то есть с помощью чудодейственных лекарств восстановить его.
Путем исследований ученые установили, что иммунитет поддерживается особыми элементами крови — Т-лимфоцитами. При возникновении очага инфекции эти Т-лимфоциты устремляются к нему и уничтожают его. Вырабатываются они вилочковой железой, которая находится за грудиной и функционирует с рождения человека до его 15-летнего возраста — того момента, когда в полную силу начинают работать все остальные железы. После этого вилочковая железа становится ненужной и утрачивает свои функции. Во взрослом возрасте защитные функции берут на себя лимфатические узлы и сосуды лимфатической системы, а также клетки крови;
Однако даже в детские годы, при активной работе вилочковой железы, нет никаких гарантий от снижения иммунитета. Мы видим, что многие дети, посещающие детский сад, постоянно болеют вирусными инфекциями, гайморитами, простудами и так далее. Им прописывают витамины, иммуноглобулино-вые комплексы, но все тщетно — болезни не прекращаются. То же происходит и в школьном возрасте, и в студенческие годы, когда смена привычной обстановки сопровождается повышенными нагрузками — моральными, эмоциональными, нервными. И снова эффект от приема мультивитаминов и иммуномодули-рующих препаратов оказывается минимальным или отсутствует вовсе.
Если говорить о трудоспособном возрасте, то, несмотря на то, что фармацевтическая промышленность предлагает все новые и новые средства для повышения иммунитета, люди не стали болеть меньше. Все так же распространены гепатиты, пневмонии, заболевания суставов, системные поражения организма и другие болезни, которые ассоциируются с иммунодефицитом. Кроме всего прочего, появляются все новые иммунодефицитные заболевания. В чем же дело? Что думает об этом медицина?
В современной западной медицине причинами снижения иммунитета называются самые различные факторы. Тем не менее, лечение предполагается всегда одно — замещение естественного иммунитета организма искусственными препаратами. В этом заключена вся суть западной заместительной терапии.
В противоположность этому в тибетской медицине иммунитет понимается как естественное состояние организма, необходимым и единственным условием которого является равновесие и гармония все тех же трех конституций (доша).
Любое нарушение баланса в системе трех конституций создает «брешь» в защите организма и делает человека уязвимым к любым внешним и внутренним воздействиям. Гармонируя конституции, врач тибетской медицины восстанавливает защитный барьер организма и таким образом достигает своей цели — возвращает человеку здоровье, а значит — и иммунитет.
Исходя из этого, становится ясной задача, которую он должен решить — определить причину дисбаланса в организме (снижения иммунитета) и устранить ее. Только правильно установив причину заболевания, врач может назначить средства для его лечения. Таким образом, иммунитет и есть не что иное, как здоровье.

По материалам книги «Как жить не болея. Болезни и здоровье по-тибетски».
С.Г.Чойжинмаева
Продолжение следует…
Просмотров: 1206 | Добавил: 5181369 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]