На фронтах продолжающейся войны исламистов со светскими режимами на Ближнем Востоке наметилось качественное изменение ситуации, вызванное как внутренними, так и внешними причинами, уверен обозреватель ИТАР-ТАСС Дмитрий Добродеев. Последним сигналом явилось решение руководства Египта объявить «братьев-мусульман» террористической организацией. Непосредственным поводом для этого послужил взрыв у полицейского участка в городе Эль-Мансура, жертвами которого стали 14 человек. Одновременно в Египте был арестован Хашим Кандиль - премьер-министр в свергнутом правительстве Мухаммеда Мурси и также член Братства. Решением МВД Египта закрыт печатный орган "братьев-мусульман". Таким образом, замкнулся цикл: от попыток заигрывания с «братьями-мусульманами» египетское руководство объявило им открытую войну. В тюрьме находятся практически все лидеры Братства, жестко подавляются выступления студентов-теологов в университете Аль-Азхар. Египетские военные намерены нанести сокрушительный удар по исламистским группировкам до референдума по новой Конституции и новых выборов, намеченных на начало следующего года. Залогом успеха стал также тот факт, что египетским службам безопасности удалось перекрыть каналы финансирования исламистов, прежде всего из Катара и других стран Персидского залива. Кроме того, египетская армия начала активную борьбу с боевиками «Хамас» на границе с сектором Газа.
То, что происходит в Египте, совпадает с другими опасными моментами для «международного джихада», который терпит поражения также в Сирии и других странах. Главная причина – стойкость светских режимов и армии в Сирии и Египте – ключевых странах региона. Мобилизуются и гражданские силы в Тунисе, где у власти пока находится исламистская партия. Вторая причина ослабления исламистов заключается в том, что многие страны Запада по чисто конъюнктурным соображениям неожиданно пересмотрели свою позицию и решили отказаться от поддержки джихадистов. Их стали объявлять вне закона в Германии, Бельгии и Великобритании. В частности, власти Германии поставили на учет сотни салафистов, которые отправились или намерены отправиться на сирийский фронт. США и другие страны Запада также близки к тому, чтобы сократить помощь отрядам сирийской оппозиции. По некоторым подсчетам, в Сирии сейчас воюют не менее 10 тысяч джихадистов-добровольцев только из стран Западной Европы. Число джихадистов из других арабских стран, Средней Азии и Северного Кавказа с трудом поддается исчислению. В любом случае, они представляют собой самую боеспособную силу вооруженной сирийской оппозиции, насчитывающей около 100 тысяч человек.
Похоже, что проблема нарастающей волны исламизма серьезно встревожила многие правительства стран Запада, а также арабо-мусульманского мира. Значительно большую сдержанность в сирийском вопросе стала проявлять Турция, где исламистски-ориентированное правительство Эрдогана сталкивается сейчас с серьезными внутренними проблемами. Сократил помощь исламистским движениям Катар, который «перенапрягся» в качестве главного спонсора международного джихада. Саудовская Аравия, где государственной идеологией является ваххабизм, решила поддержать военный режим Египта, который развернул беспощадную борьбу с «братьями-мусульманами», видя в Братьях прямых конкурентов ваххабитов в борьбе за умы исламской улицы. Значит ли это, что использованию ислама в политических, военных и подрывных целях будет положен конец? Конечно, нет. Противостояние продолжится. Вместе с тем, исход нынешнего раунда борьбы между исламистами и светскими силами на Ближнем Востоке чрезвычайно важен для России, где исламистское подполье не смогло бы выжить без финансовой и идеологической поддержки стран Персидского залива.
Последние теракты в Волгограде наводят на многие размышления. "Политический ислам" - дело, пока, до поры - сугубо ближневосточное. Он родился там, там он и борется за власть, получая от прежней власти накаутирующие удары, а от ваххабитов - подножки и подсечки. А вот исламистский безпредел, террор и самоподрывы в стиле "на небо - к гуриям!" используются не "политическим исламом", а значительно более изощренными джентльменами. В эти дни я был на прямом эфире радио "Русская Служба Новостей". Обсуждали с коллегами суть происходящих событий в Волгограде. Мои тезисы: - удар по городу Сталинграду, как сакральной ценности России, - исполнители - славяне, чьи семьи по новому закону ещё и будут платить за ущерб, - сроки удара - под Новый год. Кому это на руку? кому это выгодно? - Саудитам это не нужно - они резко ссорятся с США и заигрывают с Россией, - в этих условиях подрыв России играет против них, - у принца Бандара хорошие мозги, но столь изощренная комбинация: Сталинград, русский террорист, материальная вина на русской семьи, теракты в дату создания СССР 29 декабря (ответ за Украину) - не под силу саудовскому принцу по той причине, что в его культуре нет понимания о "реперных точках" российской жизни, - эти "реперные точки" хорошо известны в Лондоне, - в Лондоне же находится верхушка бывшей Ичкерии, которую британские спецслужбы оберегают и поддерживают, - России объявлена террористическая война и противопоставить этой системной войне можно лишь системную оборону с эффективными контратаками, - мы живем в период 4-го поколения терроризма, когда террор становится уделом одиночек, не имеющих связей с какой-либо организацией, но получающей исчерпывающие инструкции по инету непонятно от кого.
Там многое ещё было обсуждено, в том числе отсутствие идеологии в России по-определению и усиление исламистской идеологии. С идеями можно бороться только идеями - одни полицейские методы до конца не сработают.
|