Приветствую Вас Гость | Группа "Гости" | RSS

Количество дней с момента регистрации: . 


Пятница, 22.11.2019, 02:52
Главная » 2013 » Сентябрь » 7 » Дежа вю
08:13
Дежа вю

«Дежа вю» — советско-польский художественный фильм режиссёра Юлиуша Махульского, гангстерская авантюрная комедия-фарс, действие которой происходит в Одессе.
1925 год. В СССР — НЭП, в США — «сухой закон». Мафия чикагских бутлегеров (подпольных торговцев спиртным) разыскивает некоего Мика Нича — Микиту Нечипорука, который оказался стукачом. Выясняется, что он сбежал в советскую Одессу, где открывает «великий самогонный путь» по доставке спиртных напитков по побережью Северного Ледовитого океана из России в Америку. Для ликвидации предателя нанимается самый знаменитый киллер — американский гангстер польского происхождения Джон Поллак по кличке «Профессор». Под видом профессора-энтомолога, следующего на Суматру ловить бабочек, Поллак прибывает в Одессу, «чтобы навестить могилу отца».
В поисках своей жертвы Поллак попадает в самые невероятные ситуации, связанные со спецификой советской Одессы в эпоху начала построения социализма. Поскольку он оказывается первым пассажиром рейса Русфлота «Нью-Йорк—Константинополь—Одесса», к нему приставляют гида — комсомолку Клару Глушко, его осаждают пионеры и журналисты. Ещё на пути в гостиницу Джон пытается отказаться от культурной программы, предлагаемой гидом.
В гостинице Поллака начинает раздражать, что в его номер поселили харьковского кооператора Петра Мусийовича Кривонощенко, а позже — кооператора Ахмеда из Ташкента. Нелегально обменяв доллары в булочной, Джон узнаёт в одном из сотрудников Мика Нича и передаёт ему посылку с дохлой рыбой. Нечипорук понимает, что на его след вышла мафия. Подручный Нечипорука Мишка Япончик советует Миките уехать в Куяльник, ссылаясь на то, что мафия его там не сможет найти.
В процессе отлучения от гида Клары, Поллак натыкается на отряд армян, которые принимают его за своего родственника-эмигранта. Армяне спаивают его и отводят на кладбище, где «похоронены» его «отец», «мать» и «брат».
Джон просыпается утром в купе скорого поезда с той же компанией армян. Те сообщают ему, что едут в Ереван, так как там скрывается убийца его «брата». Поллак спасается бегством. Выпрыгнув из поезда и ударившись головой, Поллак забывает, кем является на самом деле (ретроградная амнезия), и вынужден жить согласно своей легенде, как честный профессор. Нечипорук, узнав киллера, пытается его убить. В результате Поллак переживает цепь возвращений и потерь памяти, периодически испытывает дежавю.
Во время очередной неудачной попытки убийства «Профессора», Мишка Япончик узнаёт Поллака в казино, расположенном в булочной, после чего связывает и раскалывает его. Освободившись, Поллак узнаёт, где скрывается Мик Нич и выходит на его след.
Выследив Нечипорука, Джон помогает сотрудникам милиции поймать самогонщика. В отделении Поллак узнаёт, что все, кто ему неоднократно попадались на глаза — кооператор Кривонощенко, начальник кладбища, влюблённая пара Жорж и Дита — работники милиции и следили за ним по «ложному обвинению». Джон признаётся, что обвинение — не ложное и требует посадить его в одну камеру с Нечипоруком. Те не верят ему и насильно отправляют на пароход, следующий до Суматры. Поллак три раза прыгает за борт и возвращается в порт, после чего попадает в психиатрическую лечебницу с диагнозом паранойя. Подручный Нечипорука Мишка Япончик покидает Одессу.
Финал фильма построен, в соответствии с замыслом и названием, как ещё одно дежа вю: похоже, что вся история повторится снова, на этот раз с киллером, который прибыл для убийства самого Поллака, за то, что последний не сумел выполнить заказ. Как сказал глава мафиозного клана: «Когда речь идёт о чести семьи, разговор о деньгах становится неуместен».
Польскому актёру Ежи Штуру очень не нравилась эта работа на советской киностудии, вдобавок, именно тогда у него начались проблемы со здоровьем (по возвращении в Польшу у него случился сердечный приступ). Так что выражение омерзения, которое написано на лице американского гангстера Поллака во время его пребывания в Одессе 1920-х годов, обязано своим возникновением не только актёрскому мастерству Штура[2][нет в источнике 507 дней].
Отец режиссёра фильма Ян Махульский (знаменитый пан Квинто из «Ва-Банка») появляется камео в первых кадрах (предыстории) в роли босса мафии дона Чимино — его образ явно отсылает к дону Вито Корлеоне в исполнении Марлона Брандо в «Крёстном отце»: Махульский говорит по-английски с акцентом и с очень невнятной дикцией.
Мафиози, появляющиеся в сценах в Чикаго, носят фамилии видных деятелей Голливуда итальянского происхождения — де Ниро, Чимино, Скорсезе, Пачино, Коппола, де Пальма, Сталлоне и т. д.
В «Дежа вю» Поллак невольно участвует в съёмке фильма «Броненосец „Потёмкин“». В одной из сцен гангстер Поллак гонится за Ничипоруком по Одессе и они попадают на Потёмкинскую лестницу, где именно в этот момент режиссёр Сергей Эйзенштейн снимает знаменитую сцену расстрела демонстрации на Потёмкинской лестнице. Оба гангстера случайно попадают в массовку. В этой пародийной сцене главный герой участвует в качестве офицера, командующего расстрелом. Ничипоруку достаётся роль одноногого матроса. Знаменитая эйзенштейновская коляска начинает падать не по задумке режиссёра, а от того, что её случайно во время своего падения толкает Поллак. Эйзенштейн в озарении велит оператору скорее снимать этот кадр и использует действие Поллака как свою гениальную режиссёрскую находку.
Точное время действия ленты — 1925 год. Это следует из даты съёмок фильма «Броненосец „Потёмкин“», а также того, что Джон Поллак едет из Штатов на пароходе «Феодосия» вместе с Владимиром Маяковским, американская поездка которого состоялась именно в этом году.
Согласно сюжету фильма, киллер из США, посланный убить Поллака прибывает в Одессу на теплоходе «Абхазия» (на одном из кадров виден трап корабля с этим названием). Действие эпизода происходит через 18 месяцев после основного сюжета. Таким образом киллер оказался не только тысячным пассажиром маршрута, но и одним из первых пассажиров "Абхазии" (которая была спущена на воду 29 ноября 1927 года). Судно «Абхазия» затонуло в Севастополе во время налёта фашистской авиации 10 июля 1942 года. С 1945 по 1980 годы в Черном море плавало другое судно «Абхазия» (спущенное на воду в Щецине 14 октября 1939 года под именем Marienburg и в 1945 году переданное СССР по репарации и сначала переименованное в «Ленсовет», а в 1955 получившее имя «Абхазия».). Это судно было выведено из эксплуатации и продано на слом в 1981 году в один из портов Испании, Барселона[3][4].
Русфлот - реально существовавшая в 1925 году государственная организация, владевшая государственной монополией по продаже эмигрантских проездных билетов, по соглашению с которым морское агентство (сокращенно ГОСЧАП), которое подчинялось государственному Черноморско-Азовскому пароходству, занималось морскими перевозками и конкурировало с частновладельческими судами и иностранными компаниями[5].
Один из эпизодов фильма демонстрирует интертекстуальную связь «рамка в рамке» по типу геральдической конструкции: Джон Поллак сидит в Чикагской опере (съёмки проходят же в Одесской опере) и смотрит постановку «То́ски». По сюжету главного героя должны расстрелять. Но главная героиня Тоска расплачивается своим телом со злодеем Скарпиа, и тот обещает, что его расстреляют понарошку. Тем не менее, Скарпиа лжёт, и героя расстреливают по-настоящему. При всём при этом тенора — исполнителя роли героя, естественно, актёры-солдаты должны расстреливать понарошку. В этот момент Поллак из своей ложи снайперским выстрелом убивает его по-настоящему.
По фильму (эпизод с патронами в костре) отель «Червоний» (укр.), где живёт Полак, и булочная Ничипорука оказываются через дорогу. На самом деле гостиница «Бристоль» (бывшая «Красная») расположена на Пушкинской, угол Бунина, а центральная городская библиотека им. Франко (в роли булочной) — в переулке Книжном возле Преображенской, за 2 километра от гостиницы.
Маршрут велогонки на тандемах (согласно тому, что было показано в фильме) проходит весьма замысловато — герой Штура накручивает круг за кругом, появляясь в разных частях города, создавая у зрителя своеобразное представление об одесской географии.
На визе Полака написано У. Р.С. Р. (укр.), хотя до 1937 республика по-украински называлась У. С.Р. Р.
В первоначальном варианте сценария сцена в психиатрической лечебнице, после слов профессора: «А теперь поговорим о мании преследования», в зал вкатывали коляску с Ничипоруком. И Поллак в бессилии с ненавистью смотрел на Нича. Но по каким-то причинам режиссёр изменил сценарий и сцена в окончательный вариант фильма не вошла.
Просмотров: 768 | Добавил: Constantin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]