Приветствую Вас Гость | Группа "Гости" | RSS

Количество дней с момента регистрации: . 


Воскресенье, 18.08.2019, 20:24
Главная » 2013 » Февраль » 3 » Масонство - что вымысел, а что реальность?
09:26
Масонство - что вымысел, а что реальность?




Масо́нство (франкмасо́нство, фр. Franc-maçonnerie, англ. Freemasonry) — движение, возникшее в XVIII веке в виде закрытой организации. Этика и философия масонства опираются на монотеистические религии. Масонство берёт свое начало из малоизвестных истоков в конце XVI — начала XVII века, предположительно — оперативных цехов каменщиков. Название «масон» или «франкмасон» происходит от фр. franc-maçon (в старофранцузском masson, англ. freemason), употребляется также буквальный перевод этого названия — вольный каменщик.

Масонство административно организованно в независимые Великие ложи (в некоторых странах «Великий восток»), каждый из которых руководит собственной юрисдикцией, и состоит из подчиненных ей лож. Некоторые Великие ложи признают друг друга, некоторые нет, в зависимости от следования ландмаркам (Великие ложи обычно признают те Великие ложи, которые соблюдают такие же как у них ландмарки, регулярными; те же, которые их не соблюдают — «иррегулярными»). Масонство существует в форме местных лож — обычно небольших групп численностью до 40—50 человек, объединённых территориально, существуют ложи крупнее по численности. Местные ложи учреждаются Великой ложей, которая служит для них материнской. Как правило, в одной стране существует только одна «Великая ложа» той или иной масонской юрисдикции.

Существуют также системы высших степеней, которые связаны с основной частью масонства, которые могут обладать собственным независимым управлением, однако в некоторых послушаниях символические ложи могут быть подчинены управляющим органам систем высших градусов.

Масонство символически использует инструменты и орудия оперативного каменщичества и легенды о строительстве Храма Соломона, чтобы выражать метафорически то, что и масонами, и их критиками описывается как «система морали, скрытая в аллегориях и проиллюстрированная символами»[1][2].

Основной версией происхождения масонства считается версия о происхождении от средневековых корпораций строителей-каменщиков, однако существуют теории о более древнем происхождении масонства, начало которого выводится от орденов тамплиеров, или — в других версиях — от Ордена Розенкрейцеров.

Сейчас франкмасонство распространено по всему миру и представлено в разных формах и юрисдикциях; количество членов оценивается в шесть миллионов человек, в том числе около 150 000 в Шотландии и Ирландии, почти два миллиона в США[3] и около четверти миллиона находится под юрисдикцией ОВЛА

Легендарная история масонства доводит братство у иных писателей — до Адама, у других — до построения Храма Соломона; более скромные исследователи находили корни масонства у пифагорейцев, ессеев, первых христиан или тамплиеров. Лишь в середине XIX века Клосс (J. G. B. Fr. Kloss) впервые вполне определенно указал на то, что масонский союз возник из братства вольных каменщиков или средневековых строительных артелей[6].

Самые ранние свидетельства о существовании свободной строительной артели в средневековой Европе относятся к 643 году, её упоминают эдикты лангобардского короля Ротари[7]. В эпоху готики возведение громадных церковных зданий длилось целые столетия, в течение которых рабочие и художники, поселявшиеся близ построек (их инструменты хранились в особых бараках, англ. Lodge, нем. Bauhütte), постепенно вступали в тесное общение. Эти сообщества с течением времени приняли цеховую организацию: были выработаны правила касательно отношений между членами, приема новых товарищей, разрешения возникавших между сочленами споров и прочее. Вместе с тем был установлен известный церемониал на разные случаи товарищеской жизни.

Цеховая организация строительных работ, безусловно, была присуща и возведению соборов Англии, где каменотесы получили в официальных актах наименование Freemason, Free-Stone-Mason. Обстоятельства возникновения строительных лож в Англии весьма темны. В частности весьма сомнительной представляется хартия 926 года, дарованная якобы королем Этельстаном свободным каменщикам Йорка, с которой было принято начинать историю строительных артелей в Англии[8]. В современной масонской литературе указывают около 20 манускриптов со специфическими масонскими текстами, относящимися к раннему периоду. Старейший из них датируется XIV веком; это — поэма Regius, манускрипт с текстом который был найден в Старой Королевской библиотеке в Британском музее в 1830-х годах[9].

В течение XVII века строительные товарищества в Европе стали быстро приходить в упадок и к началу XVIII века почти перестали существовать вместе с прекращением возведения готических соборов. Новому процветанию английских лож способствовало то обстоятельство, что с конца XVI века туда стали получать доступ и лица, не принадлежавшие к строительному цеху — так называемые «сторонние каменщики», богатые и ученые люди, внесшие с собой в ложи прогрессивный элемент. Первым из них следует назвать лондонского антиквара Элиаса Эшмола, о его вступлении 16 октября 1646 года в одну из лож в Уоррингтоне, Ланкшир, сохранилась запись в его дневнике[10]. В последние годы XVII столетия в ложу вступил Вильгельм III Оранский, из-за чего ремесло каменщиков получило название королевского искусства[11]. Вероятно именно тогда у просвещенных сторонних каменщиков зародилась мысль воспользоваться оболочкой строительных товариществ, являвшихся в некоторых отношениях филантропическими учреждениями, и, вдохнув в неё новую жизнь, создать новое дело всечеловеческой любви.

Согласно традиции, ведущей свое начало от 1777 года, первая масонская ложа во Франции под названием «Совершенное Равенство» («La Parfaite Égalité») была основана в 1688 в Сен-Жермен-ан-Лэ Королевским Ирландским полком, последовавшим за Джеймсом II в ссылку. По мнению историков, такое стечение обстоятельств вероятно, но не существует никакой возможности привести решительные тому доказательства[12]. То же можно сказать и о первой ложе английского происхождения, «Дружба и Братство» («Amitié et Fraternité»), основанной в 1721 году в Дюнкерне[13]. Первая ложа, существование которой бесспорно с исторической точки зрения[14], была основана неким англичанином в Париже «около 1725 года». Она собиралась на постоялом дворе трактирщика Юрэ на улице Бушери (traiteur Huré on rue des Boucheries), и главным образом в лице ирландцев и сосланных якобитов. Вполне вероятно, что именно эта Ложа в 1732 году получила официальные патенты от Великой ложи Лондона под отличительным титулом «Святой Томас», и собиралась под вывеской «Луи д’Аржан», так же на улице Бушери.

В 1728 году франкмасоны приняли решение о признании Филиппа Вартона, первого герцога Вартона (1698—1731) ставшего Великим мастером франкмасонства во Франции[15]. Вартон оставался в Париже и Лионе с 1728 по 1729, и в 1723 уже был Великим мастером Великой ложи Лондона[16]. Его назначение Французским Великим мастером перед преобразованием «Великой ложи Лондона» в «Великую ложу Англии» в 1738 году рассматривается некоторыми историками как точка отправления французского масонства и декларация его независимости от британского масонства. На посту Великого мастера его сменил якобит Джеймс Гектор МакЛин (1703—1750), а после Чарльз Рэдклифф, Граф Дервенвотера (1693—1746).

Если существование Великого мастера было засвидетельствовано уже в 1728 году, то около десяти лет ушло на формирование истинного собрания от представителей «английской» и «шотландской» лож для Великой ложи Франции[17], которое произошло 24 июня 1738 года, и установили Луи де Пардайона де Гондрина, второго герцога Антинского, «главным и бессрочным Мастером в королевстве Франции». Именно эта Великая ложа положила начало французской масонской юрисдикции, существующей по сей день.

После французской Революции иезуит Огюстен Баррюэль написал о том, что франкмасоны произвели активную подготовку революции 1789 года, что было использовано для возобновления теории Масонского заговора. Данный тезис часто повторялся и позже, в особенности во времена Третьей Французской Республики, католическими авторами (которые использовали его для противостояния сразу и республике, и франкмасонству), а также франкмасонами (для укрепления их про-республиканской позиции и своего положительного образа в глазах республиканского правительства). На самом деле, были франкмасоны, причастные как к лагерю республиканцев, так и монархистов. Герцог Люксембургский, правая рука Великого мастера и движущая сила в процессе создания Великого востока Франции, эмигрировал в другую страну в июле 1789, и аристократическая ложа, известная под названием «Согласие», исчезла из Дижона уже в августе 1789[18]. Взяв себе имя «Philippe-Égalité» (Филипп-Равенство), Великий мастер Великого востока сам публично отказался от масонства в 1793, незадолго до своей кончины на эшафоте.

Но и при том обстоятельстве, что Великий восток заявил о своей причастности к демократической форме правительства начиная с января 1789 года и далее, он был вынужден прервать свою деятельность во время террора в период с 1793 по 1796 годы, и из приблизительно 1000 лож, бывших активными на момент начала революции, только 75 находились в надлежащем состоянии, чтобы вновь начать действовать в 1800 году[19]. Однако, во время своих работ в предреволюционные годы, данные ложи приобрели определённую независимость от государства и церкви, вероятно, придавая таким образом повод прорасти новыми устремлениями. В революционный период были наиболее деятельны такие масоны, как Мирабо, Шодерло де Лакло и Руже де Лиль, написавший государственный гимн «Марсельеза» («La Marseillaise»).

Масонство позиционируется как нравственно-этическая система, выраженная в аллегориях и иллюстрируемая символами. Большинство символики заимствовано из иудаизма и христианства, в ритуалах обыгрываются легенды с библейскими персонажами. Внимание масонов обращается на необходимость нравственного самосовершенствования, а также духовного роста в рамках той религии, которую каждый из них исповедует. Философия масонства включает в себя внешние элементы как христианства, так и других религий.

Каждый масон чтит Бога, находясь в масонстве, к нему обращаются, как к «Великому Строителю (Архитектору) Вселенной», и допускается исповедание любой традиционной религии. Однако дискуссии по религиозным и политическим вопросам исключаются из масонских собраний, в масонстве нет своей теологии. Каждый масон продолжает исповедовать те религиозные воззрения, с которыми он пришёл в ложу, а его большое внимание к его религии приветствуется. Признание веры в Бога, как базиса масонства и его принципов, восходит к основателям современного спекулятивного масонства[20] в начале XVIII века, и этого придерживается доминирующее большинство мирового масонства (так называемое регулярное или консервативное масонство, и многие ложи так называемого «либерального масонства»), делается акцент на обязательном монотеизме.

Масонство не является самостоятельной религией или заменой религии, масонская философия не касается религиозных воззрений своих членов и не корректирует их[21]. Масонская нравственно-этическая система и философия опирается на веру своих членов в Бога, но имеет дело лишь с вопросами отношений людей между собой, затрагивает только вопросы этики и нравственности, не касаясь религиозных вопросов (то есть вопросов отношений человека с Богом), оставляя их на совести каждого из масонов.

Лояльность к властям тех стран и территорий, где масонство существует, является одним из масонских принципов. Работа на пользу общества считается одной из масонских добродетелей. Для большинства масонов мира это реализуется их участием в благотворительной деятельности.

Символика и терминология масонства ведёт начало от орудий труда каменщиков-строителей средневековых соборов в Европе, которые были первыми братьями движения.

Известны следующие самые значимые символы[22]:

Колонны Б:. и Я:.

Прототипом символа являются две колоны притвора Первого Храма царя Соломона.[23]

Ступени

Могут изображаться между колонн.

Мозаичный пол

Шахматного типа. Цвет чёрно-белый — ячейки раскрашены как на шахматной доске; или все ячейки белые, разделяемые сеткой линий чёрного цвета.

Циркуль и наугольник, отвес, уровень, резец и молот, камень грубый и камень совершенный, мастерок, фартук

Толкуются масонами в символическом смысле и используются для изложения масонской нравственно-этической системы.

Книга Священного Закона
Лучезарная Дельта

Общепринятым символом масонства является треугольник, внутри которого изображается открытый глаз — «Лучезарная дельта», как он называется в масонстве (см. также Eye of Providence (англ.)). Само изображение глаза в треугольнике заимствовано из христианства, где этот знак является символом «Всевидящего Ока» провидения, а треугольник символизирует Троицу. Символ встречается на иконах и культовых сооружениях, в том числе православных (главный портик Казанского собора в Санкт-Петербурге, оформление Ахенского собора в городе Ахен). Ещё до христиан несколько иной символ «Всевидящего Ока» был популярен у древних египтян (Глаз Хора)[24][25].
Лучезарная Дельта напоминает масону о всепроникновении Творца, Высшего Бытия. Это главный масонский символ первого градуса, степени ученика. Стилистически, глаз часто заменяет вписанная в треугольник окружность. В либеральном («прогрессивном») масонстве Лучезарная Дельта считается знаком просвещенности или принципом сознания.

Одним из символов масонства также является акация, которая считается одним из основных символов, используемых в масонстве, и связана с так называемой Легендой о смерти мастера Хирама — тематической базой степени мастера-масона. Далее: отвес — символ стремления к совершенству, уровень — символ равенства, наугольник — символ уравновешенности и примирения неизменного стремления к совершенству с реально достижимым, символ земного, циркуль — символ умеренности и благоразумия, а также стремления к высшему и духовному, мастерок — символ укрепления братских связей, и так далее. В масонстве широко используется Библейский рассказ о строительстве Храма Соломона.

«Великая ложа» и «Великий восток» в каждой стране являются независимыми и суверенными организациями, которые управляют масонством в определенной стране, штате или географической местности, и называются юрисдикциями[26]. Не существует ни одной организации, которая правила бы всем мировым масонством; отношения между разными юрисдикциями зависят только от взаимопризнания[27].

«Регулярность» — это процесс, в ходе которого «Великая ложа» или «Великий восток» отдельных стран выражают взаимное признание. Это признание делает возможным официальные отношения на уровне Великих Лож, и даёт масонам возможность посещать собрания лож признанных юрисдикций, и запрещает взаимодействие с «иррегулярными» ложами. Если масон посещает собрания нерегулярных лож, его членство в братстве может быть приостановлено на время, или же он может быть изгнан из него. Поэтому, все Великие ложи составляют списки других юрисдикций и лож, которых они считают регулярными[28].

«Великий восток» и «Великая ложа» разных стран, которые «взаимопризнают» друг друга и разрешают «взаимопосещение» называются дружественными. Что касается ОВЛА, регулярность основывается на ряде ландмарок, которые изложены в Конституции ОВЛА и Конституциях тех дружественных Великих лож, с которыми ОВЛА поддерживает отношения. Даже в рамках этого определения есть отличия в количестве и содержании ландмарок у разных юрисдикций. Другие масонские группы организованы иначе, каждая по-разному[29].

Каждая из трёх основных ветвей масонства считает ложи своей ветви «регулярными», а ложи другой ветви «иррегулярными». Так как ветвь ОВЛА значительно больше, различные Великие Ложи и организации Великий Восток, дружественные ОВЛА, обычно называют «регулярным» (или «основным») масонством, тогда как Великие ложи и организации Великий восток, дружественные ВВФ, обычно называют «либеральным», «прогрессивным», или «иррегулярным» масонством (этот вопрос усложняется тем, что само по себе использование названия «ложа» или «восток» не является признаком принадлежности организации к определенной ветви и, таким образом, не является признаком регулярности). Термином «иррегулярный» также повсеместно называются все самопровозглашенные организации, называющие себя «масонскими», но не признаваемые ни одной из основных ветвей.

Ложа является основной организационной единицей масонства. Каждая новая ложа должна иметь «ордер» или «хартию», выданную Великой ложей, которая дает ей право собираться и проводить работы. Кроме очень малого числа лож, существующих «с незапамятных времен», предшествующих образованию «Великих лож», масоны, которые собираются в ложе, не предъявляя этого документа (например, в лагерях военнопленных) считаются нелегальными и нерегулярными.

Ложа должна собираться регулярно в постоянном месте и согласно оглашенным датам собраний. Она избирает, посвящает и повышает своих членов и офицеров; она накапливает и управляет своими имуществом и собственностью, в том числе протоколами и отчетами; и может владеть своим «храмом», арендовать его или использовать совместно. Как любая другая организация, она имеет официальный бизнес, чтобы организовывать собрания и деятельность (во всяком случае так дело обстоит в США и Европе, в России и многих других странах такая практика пока что отсутствует), ежегодные общие собрания и комиссии, благотворительные фонды, переписку и доклады, членство и взносы, счета и налоговые декларации, специальные мероприятия и организацию питания, и так далее. Форма деятельности, её способ и уровень активности индивидуален для каждой ложи.

Человек может стать масоном, то есть пройти посвящение, только в ложе, пожизненным членом которой он часто становится. Мастер масон может, как правило, посещать любые собрания любой дружественной юрисдикции по своему желанию; также, ложа может официально оказывать гостеприимство. Посетитель должен сначала проверить регулярность ложи, и должен быть способен доказать этой ложе собственную регулярность; ему может быть отказано в приеме, если будет решено, что он может нарушить гармонию в ложе. Если он желает посещать одну и ту же ложу постоянно, он может присоединится к ней и платить взносы.

Большинство лож состоят из масонов, которые живут или работают в данном городе или рядом с ним. Другие ложи состоят из масонов, которые разделяют определенные интересы, имеют одинаковую профессию или происхождение. Условием для членства могут быть общие школы, университеты, военные части, масонские должности или степени, направления в искусстве, профессии, хобби. В некоторых ложах условия основания и имя представляют лишь исторический интерес, так как с течением времени братство ушло от того, что оно представляло собой во времена основателей; в других же ложах членство остается престижным.

Существуют специальные «исследовательские ложи», членами которых могут быть лишь мастера масоны, которые занимаются исследованиями масонства (его историей, философией и т. д.). Исследовательские ложи являются полностью полномочными, но обычно не посвящают новых кандидатов. В ОВЛА наставляющие ложи могут быть созданы из любой обычной ложи для изучения и репетиций масонских ритуалов.

Правильно говорить, что масоны «встречаются как ложа», а не «в ложе», потому что слово «ложа» относится в большей мере к собирающимся людям, а не к месту собрания. Однако, масонские храмы часто также называют «ложами».

Согласно масонской традиции, средневековые европейские каменщики собирались, ели и находили приют в нерабочее время в «домиках» (англ. lodge) у южной стороны стройки, там, где Солнце нагревало камни в течение дня. Часть собраний, относящаяся к «Праздничному совету» (или «Общественному совету»)[30] поэтому иногда называется югом[31]. Ранние ложи часто собирались в тавернах или любых других пригодных для этого постоянных местах с приватной комнатой.

Каждая масонская ложа избирает определенных «офицеров» для выполнения необходимых функций в работе ложи. Досточтимый мастер (по сути, президент ложи) всегда является избираемым «офицером». Большинство юрисдикций также избирают старших и младших «смотрителей» («вице-президентов»), «секретаря» и «казначея». Во всех ложах также есть «привратник» (охраняющий дверь в ложу во время её заседания), иногда избираемый, а иногда назначаемый Досточтимым мастером. Кроме этих избираемых «офицеров», ложи имеют различных назначаемых «офицеров», таких как дьякон, «цеховой староста» (Steward) и капеллан (избирающийся для проведения неконфессиональной молитвы во время собраний; часто, но не всегда — священник). Особые «офицеры» и их функции отличаются в разных юрисдикциях.

Многие офицерские должности также присутствуют на уровне «местных» или «Великих лож» с добавлением слова «великий» в названии. Например, каждая ложа имеет «младшего смотрителя», а «Великая ложа» — «Великого младшего смотрителя» (или иногда «Младшего великого смотрителя»). Кроме того, существует ряд офицеров, которые существуют только на уровне Великих лож[32].

Масонство в России появилось в середине XVIII века. В масонских легендах основателями масонства в России часто называют Петра I и его соратников Франца Лефорта и Патрика Гордона. Эта версия, однако, не имеет документального подтверждения[98]. Первое достоверное известие о начале масонства в России относится к 1731 г, когда гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса Провинциальным Великим мастером для России[99]. Широкое распространение масонства в России началось с основания нескольких лож генералом русской службы Джеймсом Кейтом в 1740-х годах. В документах Великой Ложи Англии указывается, что в 1740 году он был назначен провинциальным Великим мастером для России. Первоначально большинство членов русских лож были иностранцами — офицерами на русской службе и купцами, но вскоре стало расти и число масонов русских по рождению.

В 1772 году Провинциальным Великим мастером стал канцлер И. П. Елагин, который реорганизовал существовавшие к тому времени в России ложи в единую систему. Кроме самого И. П. Елагина в возглавляемую им «Великую провинциальную ложу» в Санкт-Петербурге входили такие известные в то время масоны, как граф Р. И. Воронцов (наместник-мастер), генерал-майор А. Л. Щербачев, князь И. В. Несвицкий и другие. Под управлением Елагинской Великой ложи в первой половине 70-х годов XVIII века работало 14 лож:

«Муз» (мастер И. П. Елагин), «Урании» (мастер В. И. Лукин), «Беллоны» (И. В. Несвицкий), «Астреи» (Я. Ф. Дубянский), «Марса» (Яссы, мастер П. И. Мелиссино), «Минервы» (барон Гартенберг), а также «Скромности» (Санкт-Петербург), «Клио» (Москва), «Талии» (Москва-Полоцк), «Равенства» (Москва-Петербург), «Екатерины» и «Трёх подпор» (Архангельск), «Эрато» (Петербург) и ложа под управлением Р. И. Воронцова во Владимире. Общее число членов елагинских лож едва ли составляло приблизительно 400 человек[100].

Альтернативной Елагинской масонской системой стала так называемая Шведская или Циннендорфская система, основанная приехавшим в Россию в 1771 году бывшим гофмейстером Брауншвейгского двора П.-Б. Рейхелем. В 1772—1776 Рейхель основал ещё несколько лож: «Аполлона» (Санкт-Петербург), «Гарпократа» (Санкт-Петербург), «Аполлона» (Рига), «Изиды» (Ревель), «Горусы» (Санкт-Петербург), «Латоны» (Санкт-Петербург), «Немезиды» (Санкт-Петербург) и «Озириса» (Санкт-Петербург — Москва). В 1776 году после переговоров Елагинские и Рейхелевские ложи объединились в единую систему[101].

16 июля 1782 года собрался Вильгельмсбадский конвент, под председательством герцога Фердинанда Брауншвейгского. На съезде присутствовали представители масонов Франции, верхней и нижней Германии, Австрии и Италии; Россия также имела представительство. На конвенте Россия, «во внимание к её обширному пространству и к большому числу лож, ревностно в ней работавших», была признана за восьмую провинцию ордена"[102].

Новый этап в развитии русского масонства связан с именем Н. И. Новикова, который вступил в масоны в 1775 году в одной из Елагинских лож. Вместе с Иоганном Шварцем Новиков развернул широкую пропаганду в Москве, куда сместился центр деятельности русского масонства. 1 августа 1822 года масонские ложи были официально закрыты высочайшим рескриптом Александра I

После Октябрьской революции 1917 года масонские организации были запрещены, масоны преследовались ВЧК-ГПУ-НКВД. Небольшое число русских лож работало в эмиграции, прежде всего, во Франции. В Великий восток Франции входили русские ложи «Северная звезда» и «Свободная Россия», в союз Великой ложи Франции входили ложи «Астрея», «Александр Сергеевич Пушкин|А. С. Пушкин» «Северное сияние», «Гермес», «Золотое руно», «Юпитер», в союз МСМО Право человека — ложа «Аврора»[108]. В Берлине работала русская ложа «Великого света на Севере», в Англии — «Кружок русских масонов в Англии». Со временем, число русских масонов сокращалось, за счёт старения эмигрантов. Во время немецкой оккупации Франции во время Второй мировой войны оставшиеся русские ложи были закрыты вместе со всеми французскими ложами. Однако, в Великой национальной ложе Франции продолжила свои работы ложа «Астрея» № 100, и только в 1978 году эта ложа прекратила свои работы в связи с малочисленностью и невозможностью обеспечивать кворум. 19 июня 2010 года, на торжественной ассамблее Великой ложи Франции ложа «Астрея» вошла в состав Великой ложи Франции и согласно правилам ей был присвоен № 1441. Таким образом сейчас во Франции работают под юрисдикцией Великой ложи Франции две ложи, это Д. Л. «Александр Сергеевич Пушкин» и «Астрея» № 1441. С начала 1990 годов, после 70-летнего перерыва, началось возрождение масонства в России[109]. В 1991 году Великий восток Франции и Великая ложа Франции под своей эгидой открывают в России первые масонские ложи. А с 1992 года и Великая национальная ложа Франции начала открывать свои ложи. Сейчас в России есть Великая ложа России, Объединённая великая ложа России, ДЛ «Москва», находящаяся под юрисдикцией ВВФ, ДЛ «Николай Новиков» № 1330, находящаяся под юрисдикцией ВЛФ, ДЛ «Имхотеп» № 125, находящаяся под юрисдикцией Великой символической ложи Франции и группа сестёр ВЖЛФ, которая работает над созданием законной масонской ложи под эгидой ВЖЛФ.
Просмотров: 879 | Добавил: Constantin6469 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]