Приветствую Вас Гость | Группа "Гости" | RSS

Количество дней с момента регистрации: . 


Вторник, 19.11.2019, 14:12
Главная » 2013 » Май » 23 » Миф о повышении зарплат в высшей школе
14:53
Миф о повышении зарплат в высшей школе




То, что правительство и министр образования докладывают президенту и обществу о повышении зарплат в высшей школе, – это просто издевательство. Если под Новый год какие-то дополнительные выплаты для создания видимости повышения зарплат и проводились, то к весне зарплаты были снижены. Так что никакого повышения, о котором можно гордо рапортовать, не случилось. Правда, чтобы умерить недовольство преподавателей, их уверяют, что повысился "средний уровень" зарплат: дескать, те, кто не досчитался денег в своем кармане, – это просто исключение из правил.

Собственно, миф о повышении зарплат в высшей школе создает сама власть своими рассказами об "эффективных контрактах" и о том, что повышение распространяется не на всех, а только на лучших преподавателей. При этом она не понимает, что тем самым, с одной стороны, сама создает возможность для произвольных манипуляций министерства и ректоров, а с другой – никого обмануть не может. Ведь человек, которому платят меньше, чем он считает справедливым, всегда в ответ на имитацию зарплаты сумеет представить имитацию работы.

Однако теперь министр Ливанов обещает с осени "существенно" повысить зарплаты работникам высшей школы. Правда, он обуславливает это сокращением в полтора-два раза числа преподавателей. Отвлекаясь от вопроса о том, куда пойдут и как поведут себя уволенные, это означает, что если людей станет меньше, то оставшиеся должны будут работать больше. Потому что тем, кто будет уволен, деньги платили не просто так, а за решение каких-то задач. И теперь решение этих задач должны будут обеспечить оставшиеся.

Формально в этом есть логика, хотя и издевательская: хочешь получать больше – чаще ходи на занятия. Но в реальности преподаватель не может поменять количество на качество. Так "производительность труда" работников высшей школы не повысится.

Официально существует традиция оперировать числом преподавателей в отношении к числу студентов (кстати, сегодня это число примерно сопоставимо с требуемым). Но дело вообще не в тех или иных формально установленных цифрах. Считается, что преподаватель должен вести не более 900 часов в год. То есть, при пересчете на учебные месяцы, – примерно 100 часов в месяц и 24-25 в неделю. К слову, в старых императорских университетах профессору разрешалось вести не более шести часов в неделю.

Так вот, качественно работать "средний" доцент может четыре академических часа в день. Если постараться, то шесть, но уже с напряжением. И не более двух дней в неделю. В противном случае, пользуясь выражением студентов, у него будут "рыбьи глаза" – тем, кто его будет слушать, станет понятно, что он сам уже не вдумывается в содержание слов, а произносит их "на автомате". Проще один раз записать его лекцию и потом показывать студентам. Только тогда ему нужно платить за использование его интеллектуальной собственности.


Но в том-то и дело, что преподаватель – не магнитофон. Он, во-первых, должен контролировать аудиторию, держать ее в поле своего внимания. Во-вторых, он должен посылать студентам определенный психологический импульс, убеждать их. То есть, не только артикулировать речь, но и "внедрять" в сознание свою мысль: всем понятна разница восприятия текста, зачитанного по бумаге, и слов, произнесенных "с выражением", своими словами. В-третьих, лектор вуза вообще не носитель с записью информации. Он ее производитель и интерпретатор. И он должен постоянно ее обновлять, насыщая новыми данными.

Ведь содержание лекции – это не периодическое воспроизведение даже очень качественной монографии, это доклад о современном состоянии науки по данной проблеме. И он должен быть тщательно подготовлен. И на эту подготовку нужно время, причем, большее, чем на само воспроизведение доклада на лекции.

В идеале, настоящая лекция профессора по тому или иному предмету сегодня должна быть равна примерно двухнедельной работе в библиотеке. То есть, профессор в идеале должен читать одну лекцию на два или четыре академических часа один раз в две недели. Сомнительно, чтобы это сегодня удалось реализовать. Просто те, от кого будет зависеть принятие этого решения, скорее всего, не поймут, зачем это нужно. Они вообще не поймут, зачем нужна работа в библиотеке.

Но, тем не менее, даже при минимизированном подходе, четырехчасовая лекция доцента требует не менее одного дня работы по ее подготовке. Такая же лекция профессора – двух-трех дней подготовки.

Разница между лекцией профессора и лекцией доцента, по идее, должна заключаться в том, что доцент готовит определенный обзор состояния проблемы на данный момент, представляет анализ информации, а профессор дает новую информацию и предлагает уже некое произведенное им новое знание. Отсюда – разное время на подготовку, и разная ценность лекций.

При этом ни работа одного, ни работа другого не ограничивается лекциями и подготовкой к ним. Есть еще научная работа – статьи и книги; методическая – учебники и пособия; а также руководство курсовыми, дипломниками, аспирантами. Причем, считается, что на научную и методическую работу должно уходить примерно столько же времени, сколько и на учебную.

Можно сколько угодно декларировать, что официально в высшей школе установлена шестидневная 36-часовая рабочая неделя, но реально заниматься описанной работой эффективно можно не более четырех дней в неделю. Два дня требуется просто на отдых, один день – на интеллектуальную релаксацию.

Чиновники и администраторы могут с этим соглашаться или не соглашаться, они могут говорить что-нибудь про неограниченные возможности человеческого организма или вспоминать трудоголиков или гениев, плодотворно работавших много больше, но при этом пусть они не забудут о том, чем это кончается: инфарктами, инсультами, заболеваниями гортани и т.д.

Нагрузка должна быть такой, чтобы человек, с одной стороны, не стремился свободное от занятий время использовать для работы "по-совместительству", а с другой – чувствовал себя оцененным и востребованным, а не обиженным и полунищим. Отсюда и исходят параметры оплаты труда в высшей школе. Для доцента – это два дня в неделю аудиторных занятий по четыре академических часа и гарантированной зарплате в 70-80 тысяч рублей в месяц. Для профессора – день в неделю с четырьмя часами аудиторной нагрузки и гарантированной зарплатой в 100-120 тысяч рублей в месяц.

Если власть не согласна – пусть не рассчитывает на качественное образование в стране. Если вы будете делать вид, что платите – высшая школа будет делать вид, что работает и еще найдет способ объяснить студентам, кто виноват во всех бедах современной России.


Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ
Просмотров: 701 | Добавил: Тигра | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 sbrpofond  
Без них то как, еВреи, и только они Нам Контролеры....

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]