Приветствую Вас Гость | Группа "Гости" | RSS

Количество дней с момента регистрации: . 


Суббота, 25.05.2019, 12:07
Главная » 2014 » Декабрь » 14 » «МиГ» Русской славы. Как советский лётчик Привалов совершил невозможное
14:56
«МиГ» Русской славы. Как советский лётчик Привалов совершил невозможное


МиГ-17. На самолете этого типа в 1965 году капитан ВВС Валентин Привалов повторил «трюк Чкалова» - пролетел под мостом на боевом реактивном истребителе. Более в истории мировой авиации это не удавалось никому.



Это фотоколлаж невероятного пролета МиГ-17 в створ центральной арки Коммунального Моста в Новосибирске.

Жаркий денёк в Сибири

4 июня 1965 года, город Новосибирск. В этот день в городе стояла жаркая погода, к полудню на городском пляже на берегу Оби было не протолкнуться.

Внезапно мирный отдых разморённых жарой горожан был прерван рёвом приближающегося самолёта. Боевой реактивный истребитель МиГ-17, появившийся словно из ниоткуда, резко снижал высоту. Выровнявшись буквально над самой поверхностью воды, он пошёл прямо к Коммунальному мосту. Люди на мосту и на набережной оцепенели, ожидая развязки.

Истребитель нырнул в створ центральной арки моста, вынырнул с другой стороны, резко пошёл вверх, уклоняясь от встречи с фермами железнодорожного моста, и исчез из виду так же быстро, как появился.

Кто-то облегчённо выдохнул, кто-то зааплодировал, а отдыхавшие на пляже военные стали торопливо собираться, спеша доложить о происшествии.

Этого случая нет в Книге рекордов Гиннесса, он никогда не был зафиксирован как официальный рекорд. Тем не менее, происшедшее не имеет аналогов в истории мировой авиации — никому больше не удавалось пролететь под мостом на боевом реактивном истребителе!


Автором достижения, в которое многие не верят и по сей день, стал лётчик Валентин Привалов.

Привалов принадлежал к той категории лётчиков-энтузиастов, которые «болеют небом» всю жизнь. Таким был Пётр Нестеров, основоположник высшего пилотажа, таким был и Валерий Чкалов.
Пилоты подобного склада всегда пытаются найти что-то новое, сделать то, чего до них никто не делал.

Превзойти Чкалова

Легенда о Чкалове немыслима без его знаменитого пролёта под мостом, который часто именуют «авиахулиганство». Конечно, элемент хулиганства в этом присутствовал. Однако виртуозные манёвры на малых высотах, прозванные «чкаловскими», спасли жизни тысяч советских лётчиков, в годы войны ставивших гитлеровцев в тупик именно такими нетривиальными приёмами пилотирования.

Лётчик 712-го гвардейского авиационного полка Валентин Привалов полагал, что на реактивных боевых истребителях вполне можно летать так, как летал Чкалов. Главное — в совершенстве владеть своей техникой.

Лётчики 712-го гвардейского авиаполка обслуживали учения зенитных ракетных войск, имитируя действия «вероятного противника». Для этого они из Канска перелетали на новосибирский аэродром Толмачёво, с которого и осуществляли вылеты на учения. В перерывах между полётами пилоты отдыхали на берегу Оби, между мостами — Коммунальным и Железнодорожным.

Вот тогда-то у Привалова и появилась идея пролететь под Коммунальным мостом, доказав, что реактивная техника в хороших руках не уступит в маневренности своим «предшественникам».

Понятно, что командование никогда и ни при каких обстоятельствах не дало бы Привалову «добро» на «эксперимент», потому он решил действовать на свой страх и риск.


Вид на Коммунальной мост через реку Обь в Новосибирске.

Полёт всей жизни

4 июня 1965 года Валентин Привалов, выполнив задание в зоне полётов, возвращался на аэродром в условиях облачности. Получив команду на снижение, лётчик вынырнул из облаков и увидел перед собой Коммунальный мост. И тогда он решил, что это судьба, и направил истребитель в его сторону.

На самом деле задача, которую поставил перед собой Валентин Привалов, была архисложной. Скорость истребителя на подходе к мосту составляла 700 км в час, и попасть необходимо было в створ арки моста высотой в 30 метров и шириной в 120 метров. Одно неверное движение штурвала — и ошибка станет фатальной. А по мосту ходят люди, ездят грузовики, автобусы, на набережной полно людей.

Мало того, от Коммунального моста до Железнодорожного всего 950 метров, или 5 секунд полёта. Чтобы избежать столкновения с ним, необходимо «свечой» уйти вверх, выдержав тяжелейшие перегрузки.

Тем не менее, МиГ-17 уверенно пронёсся под мостом, тут же устремился ввысь, после чего вновь взял курс на аэродром.

Валентин Привалов вспоминал, что всё прошло столь быстро, легко и гладко, что он даже поверил в то, что его манёвр никто не заметил. Но здесь он ошибся. Еще как заметили...



Вот как о том полете и его последствиях рассказывает сам Валентин Привалов:

«Идея пролета под мостом мне давно пришла в голову, но я знал, что если выполню пролет, то меня снимут с летной работы. Поэтому мысли эти я не допускал. Однажды, – продолжает свой рассказ пилот, – на задании у меня был маршрут: Толмачево – Барнаул – Камень-на-Оби – Толмачево. Наша четвёрка вылетала с интервалом 30-40 минут. Приходить в Толмачево мы должны были с тем же интервалом. При этом у каждого был свой маршрут. Полет был полностью в облаках, сложная погода была. Когда мне дали команду на снижение я пробил облака и смотрю – этот мост. И все. Я уже себе не хозяин был. Как будто мне судьба его подбросила. Дело в том, что благодаря морской авиации, я понимаю, что такое вода, что такое море, река. Может быть, другие не могут определить расстояние до воды, а у меня это четко все. Метр держать воду, скорость – 700, потому что это самая пилотажная скорость. При ней рули управления очень эффективны. И вперед! Самое интересное, что когда подходишь к мосту, то, логично предполагать, чем ближе, тем шире пространство, а было наоборот – сужалось и сужалось это окошко. Но у меня не было никакого волнения. Я был очень спокоен. Для меня этот полет не был сложным. Я был подготовлен. Как только я почувствовал, что мост позади – ручку на себя и вверх, в облака».

Все произошло так быстро, что Валентин Васильевич даже думал, что никто не заметил пролета под мостом и все пройдет гладко. Он удачно вписался в свое время по маршруту, произвел посадку. Все было спокойно. Он понимал, что если кто-то узнает – это будет конец его летной карьеры. А для лётчика это было недопустимо! «Я вам без всякой скромности скажу, – говорит Привалов, – у Горького было «рожденный ползать летать не может», а я родился для того, чтобы летать!»

Следующим утром четверка летчиков прибыла в штаб дивизии. Все было спокойно, будто никто ничего не заметил. На самом деле, к тому моменту полковник Трофимов уже возглавлял комиссию, расследовавшую случившееся. Спустя какое-то время – звонок. Один из пилотов взял трубку: «Вы канские летчики? Вы арестованы. Оружие сдать, самолеты опечатать».

Всю четверку арестовали. Валентин Привалов вспоминает, что остальные сразу поняли — это он что-то натворил. Говорит, ругали его: «Мы столько благодарностей здесь получили, а ты все это дело смазал».

А дальше за нашего героя крепко взялись: «В первую очередь меня пригласили к первому секретарю обкома Горячеву, – рассказывает пилот. – Это такой душевный человек! Он меня выслушал и сказал: «Я хочу, чтобы эти качества у тебя остались!» После меня повезли на завод имени Чкалова. Там как раз был Маршал авиации Савицкий Евгений Яковлевич. Он меня, конечно, отматерил хорошенько, мол, что это за чкаловщина. Маршала сопровождали два командира на транспортном самолете, и вот они мне потихоньку сказали, что можно не переживать, вопрос, вроде как, решен уже и меня оставят летать. С ним еще был командующий Сибирского военного округа генерал-полковник Иванов, под два метра, настоящий богатырь русский. Он везде меня тоже защищал. Я понял, что он опередил авиаторов и первый доложил Министру обороны о моем пролете под мостом. Ну и когда это все закончилось, мне сказали брать свой парашют, на поезд и в Канск. Я прибыл туда и стал ждать своей участи. Летать мне не позволяли. А через неделю пришла телеграмма: «Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводились. Если не был в отпуске – отправить в отпуск, если был – дать 10 суток отдыха при части». А командиру полка – выговор, начальнику политотдела – выговор. Смешно вышло, они вроде как виноваты, а я свободен остался. Ну а мне, как коммунисту, строгий выговор с занесением в карточку».

Валентин Васильевич отмечает, что все старались помочь ему. Летать то пилоту не давали. Прибывшие из дивизии политработники предложили отправить Привалова в Армавир, на 4-х месячные курсы. Вводилась должность замполита эскадрильи. «Поработаешь – будешь летать», — сказали Привалову. «Так я и сделал, – говорит пилот. – Через некоторое время меня назначили командиром эскадрильи».

Валентин Васильевич вспоминает еще один интересный случай: «В 1966 году я перегонял Миг-17 после ремонта из города Чирчик (Узбекистан) в Семипалатинск. На высоте 11 тысяч метров над озером Балхаш заклинило руль высоты. Вместо положенного по инструкции катапультирования я решил садиться. Взамен руля высоты – обороты двигателя, глиссада снижения 5 градусов, скорость повышенная, посадка строго на 3 точки. На стоянке из зализа руля извлекли посторонний предмет – болт, явно не авиационного происхождения… Я был доволен удачной посадкой, тем что это произошло именно со мной».

Уже после Валентина Привалова назначили заместителем командира полка по летной подготовке. Он готовил гражданских летчиков из ДОСААФ до уровня 2-го класса.
В 1972 году закончил восьмимесячные Первые офицерские курсы командного состава в Центре Боевого Применения и переучивания лётного состава поселке Саваслейка. Там остался служить, работа была очень интересная. Освоил все серии Су-15, испытывал ракеты «воздух-воздух» на предельно малых высотах, лазерную систему посадки ночью и многое другое. В 1977 году родился сын Евгений, будущий кандидат экономических наук, начальник управления одной из ведущих транспортных компаний России.

В 42 года Валентин Привалов ушел на «гражданку» из-за проблем с сердцем, отказавшись от должности «на земле». Служить – значит летать.

Сегодня Валентин Васильевич счастлив! «У меня двое прекрасных детей, трое внуков – рассказывает он. – Вся наша семья – это Любовь! Моя боевая подруга выдержала все мои мытарства. Мы с ней уже 57 лет. Чувства наши сохранены до сих пор».



Интересный факт отметил сам летчик: «После того, как я уволился с летной работы я год и 8 месяцев был военруком в школе. А после узнал, что в Москве открывается центральная диспетчерская служба гражданской авиации. Я там работал на литерных рейсах, последние 5 лет – начальником смены, награжден знаком «Отличник воздушного транспорта». Вот и получается, что у меня 44 года воинской службы, 25 лет гражданской авиации и полтора года военруком. Трудовой стаж у меня 71 год из моих 78, 5» – смеется Валентин Привалов.

Откуда же берутся люди с таким характером? Какая земля родила героя?

Родился он в деревне Пятница, которая стоит на берегу Истринского водохранилища в 60 км от Москвы. «Когда началась война – рассказывает летчик, – мне было 6 лет. Перед глазами до сих пор стоят эти ужасные картинки, когда советские войска отступали, а следом фашисты занимали наши деревни. Это были очень суровые годы. И вот однажды прямо над моей головой пролетели два И-16, по крышам можно сказать. А я до этого и паровоза-то не видел. Так вот это и стало началом моей мечты».

Детство Валентина Привалова было тяжелым, что и говорить. Но его мечта сохранилась. «Когда я пошел в 10 класс, я стал заниматься в 4-ом московском аэроклубе. Это можно сказать, была подготовка к моей специальности», – вспоминает Валентин Васильевич.
В 1953 году его отправили на Украину, в город Сумы. Там велась подготовка летного состава. Закончив учебу там, Привалов поступил в Армавирское училище. Тогда была директива о подготовке летчиков морской авиации и его эскадрилья как раз попала под эту разнарядку. В возрасте 20 лет Привалов уже был лейтенантом морской авиации на Балтике.
«Это были годы очень напряженной учебы. Многие наши командиры прошли войну и они нас учили по-военному, готовили очень серьезно», – рассказывает пилот.

В 1960 году, при переформировании Вооруженных сил, Валентина Привалова направили в Сибирь. «Сначала в Семипалатинск. После Семипалатинска я получил назначение в Канск. В моих мыслях всегда было – летать и совершенствоваться! И чем сложнее программа полетов, тем мне на душе приятнее. В Канск я прибыл капитаном, мне было 25 лет. Главной задачей 712 гвардейского полка, в котором я служил, была защита Севера. Тогда еще не было аэродрома ни в Норильске, ни в Хатанге. Для того чтобы осуществлять эту защиту, у нас был резервный аэродром – Подкаменная Тунгуска. В апреле 1965 года и в марте 1966 года мы отработали методику перехвата воздушных целей, работая с ледовых аэродромов о. Диксон и Хатанги. Мы были первопроходцами в освоении ледовых аэродромов ИА ПВО».
А дальше... вы уже знаете - Валентин Васильевич Привалов совершил тот героический полет, который так и не смог никто повторить. Слава истинным Русским героям!
Просмотров: 1422 | Добавил: Тигра | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]