Приветствую Вас Гость | Группа "Гости" | RSS

Количество дней с момента регистрации: . 


Четверг, 14.11.2019, 19:18
Главная » 2014 » Июнь » 17 » Над русскими занесен дамоклов меч насильственной ассимиляции
00:14
Над русскими занесен дамоклов меч насильственной ассимиляции
Спровоцированный Западом политический кризис на Украине с целью не допустить ее сближения с Россией привел к нелегитимной смене власти там и наступлению нового киевского националистического режима на права национальных меньшинств страны, в том числе и русского, пишет eNews.

В ответ на это русскоязычное население юго-востока Украины потребовало федерализации, видя в ней защиту своих этнических и этнокультурных интересов. Крым пошел дальше, он провел референдум о независимости и обратился к России с просьбой принять его в свой состав. Согласие Москвы на просьбы Крыма и Севастополя означает ее ответ Вашингтону и Брюсселю, что она не будет сидеть, сложа руки, и ждать, когда они начнут уничтожать ее саму и дробить, используя в этих целях украинцев как пушечное мясо. Таким образом, украинский политический кризис неминуемо должен был вылиться и вылился в геополитическое противостояние США/ЕС с Россией.

Возвратившийся в Россию Крым усилил в ней русскую ветвь восточных славян и ее мобильность, продолжает eNews. Однако этим проблема русского этнического, этнокультурного и этнопсихологического мира была решена лишь частично. Миллионы этнических русских, благодаря Ельцину, оказались за пределами РФ, главным образом на Украине, в Казахстане, Республике Молдова. Над ними занесен дамоклов меч насильственной ассимиляции. Утрата русским этносом такой численности "своих" в перспективе ослабит геополитический вес России в страны постсоветского пространства и приведет к тому, что он не восстановит свою численность, утратит этническую мобильность и не сможет удержать от расчленения евразийское пространство РФ. Принимаемые Москвой решения по облегчению принятия российского гражданства, в том числе и для граждан РМ и ПМР, также укрепляет русскую нацию в РФ, но это также негативно отразится на геополитических интересах России на постсоветском пространстве, в том числе и на Украине. Из сказанного вытекает, что главная цель реализуемого и управляемого Западом обострения российско-украинских отношений состоит в том, чтобы сделать Украину и украинцев враждебными России и русским.

Республику Молдова Вашингтон вписал особым образом в свой антироссийский геополитический сценарий, который реализуется не из столицы США, а из Бухареста, пишет eNews. Не кто иной, как государственный секретарь США Джеймс Бейкер при посещении Кишинева в 1992 г. подсказал сценарий объединения Молдавии с Румынией - посредством референдума. Видимо, не случайно в конституции Республики Молдова 1994 г. оказалась статья 142 прим. 1, предусматривающая такой механизм изменения ее политического статуса. Следовательно, риски для молдавской государственности идут со стороны Запада, а не Востока.

До крымского референдума 16 марта 2014 года и последовавших за ним решений Москвы о включении Крыма и Севастополя в число субъектов Российской Федерации, федеративная модель государственного устройства Республики Молдова рассматривалась и в Брюсселе и Вашингтоне как одно из возможных компромиссных решений реинтеграции двух берегов Днестра, продолжает eNews. Требование населением юго-востока Украины федерализации страны, спровоцированное Майданом и действиями нелегитимной власти Киева по изменению языкового режима в стране, обусловили кризис и унитарной модели государственного устройства Украины. Запад увидел в этом риски своим геополитическим интересам здесь и изменил свое отношение к самой идее федерализации украинского государства.

Изменение позиции Запада по федерализации Украины имеет непосредственное отношение к проблеме суверенности и модели государственного устройства Республики Молдова, пишет eNews. Прямое участие Вашингтона и Брюсселя в украинских событиях поддержано Кишиневом, оно вдохновило его на проведение прозападного курса и усилило позиции унионистских сил на правом берегу Днестра и в Бухаресте, выступающие против федерализации Молдавии, рассматривая ее как препону на пути воссоздания Великой Румынии.

При всем внешнем сходстве политические процессы в Республике Молдавии существенно отличаются от таковых на Украине по внутренним признакам, продолжает eNews. Во-первых, наша республика территориально дезинтегрировалась до распада СССР, а Украина - через 22 года после Беловежья. Во-вторых, дезинтеграция Молдавии произошла тогда, когда Запад, исключая Румынию, не имел еще геополитического влияния на нее, в то время как процесс распада Украины является следствием доминирующего присутствия в ней Запада при ослабевшем влиянии Москвы на Киев.

В-третьих, в Республике Молдова реализуется идея "один румынский язык - одна румынская нация - одно румынское государство" (Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики РМ, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе, - прим. ИА REGNUM), а на Украине внедрена и реализуется идеология этнической несовместимости между русской и украинской нациями и выдвигается идея победы украинской нации над русской как необходимого условия существования Украины и ее государствообразующей нации, пишет eNews. То есть, это нечто противоположное тому, что происходит между молдавской и румынской нациями, Кишиневом и Бухарестом.

В-четвертых, раздробление восточных славян на три части уничтожает их геополитический потенциал и превращает их в объект международных отношений, пишет eNews. Объединение Молдавии с Румынией как составная часть проекта Запада середины XIX века по объединению двух Дунайских княжеств имеет своей геостратегической целью стать буфером между государствами восточных и южных славян, отдалить РФ от Балкан.

В-пятых, федеративная модель устройства Республики Молдова позволяет объединить оба берега Днестра (проект присоединения Приднестровья к Молдавии посредством федерализации противоречит воле народа Приднестровья, который на референдуме 17 сентября 2006 года в подавляющем своем большинстве (более 97%) проголосовал за независимость от Молдавии и "последующее свободное присоединение Приднестровья к России", - прим. ИА REGNUM) и сохранить этническую и политическую идентичность молдавской нации и полиэтнический народ Молдавии, продолжает eNews. Такая же модель политического устройства Украины не имеет такой однозначной цели и перспективы. В нее заложены параллельные и противоположные цели и сценарии развития политического процесса в государстве: а) сохранить конфессионально раздробленную украинскую нацию в одних государственных границах; б) создать условия для развития этнической и этнокультурной идентичности других национальностей Украины, в том числе и этнических русских; в) предвосхитить сценарий цивилизованного развода на Украине в случае невозможности сохранения ее территориальной целостности.

В-шестых, украинская национальная идея - это внутренний фактор, обусловленный мобильностью западной ветви лимитрофной украинской нации, пишет eNews. Унионизм в Молдавии направлен против этнической и культурной идентичности молдавской нации и ее государственности. На территорию Пруто-Днестровья он привнесен извне в 1918-1940 гг. В-седьмых, геополитическое противостояние США/ЕС с Москвой происходит в отличающихся друг от друга на Украине и в Молдавии современных внутриполитических реалиях, касающихся их взаимоотношений с Россией, русскими и Русской православной церковью. Если на Украине западные украинцы выступают как русофобы и противники православия и стремятся силой распространить свои политические и религиозные ценности на менталитет восточных соплеменников, то молдавская этнонация, чтобы сохранить себя и свою государственность рассчитывает исключительно на Россию и Московскую патриархию.

Исторические и геополитические различия в формировании молдавской и украинской наций в условиях геополитической трансформации юго-восточного европейского пространства используются Западом для достижения своих геостратегических целей, продолжает eNews. В случае с молдавской нацией и Республикой Молдова реализуется сценарий ее уничтожения и поглощения Румынией ее этнической территории. Украинскую дезинтегрированную прежде нацию Запад стремится сделать непомнящей этнического родства, лишить православной духовности и противопоставить ее двум другим ветвям восточных славян, добиваясь политикой "разделяй и властвуй" превращения всех трех ее ветвей и их государства в объекты международной политики.

Риски молдавской государственности имеют геополитический характер, но для них созданы и внутриполитические условия, пишет eNews. Сценарий и механизмы возвращения Крыма в состав России стали рассматриваться в Кишиневе и Бухаресте как пригодные и для объединения Молдавии с Румынией. Следует при этом учесть, что Москва и Симферополь на ходу создавали конституционные и законодательные нормы возвращения Крыма в состав России. У нас конституцией предусмотрено проведение референдума по изменению политического статуса республики. А на практике власти Кишинева осуществляют "стяжку" между Румынией и Молдавией еще с 1990 г. по всем направлениям: гуманитарному, финансово-экономическому, политическому, военно-стратегическому и геополитическому. И это самый главный риск для молдавской этнической и политической идентичности. Крымский референдум стал прецедентом и дал в руки унионистам Кишинева и Бухареста легитимный инструмент объединения Молдавии с Румынией. Для его использования еще нет соответствующих условий проведения референдума у нас: унионисты не уверены в его результате, их устраивающем. Как только такая уверенность появится, референдум будет проведен при молчаливой поддержке Запада. В связи с этим со стороны этих сил усилится противодействие мирным планам федерализации Молдавии.

Другой риск для суверенной и нейтральной Молдавии связан с тем, что кишиневские ястребы могут посчитать, что Россия не прибегнет к поддержке Тирасполя военной силой и поэтому они, опираясь на военные соглашения с Румынией, являющейся членом НАТО, могут задействовать силовой вариант решения приднестровской проблемы, продолжает eNews. Возможная утрата влияния России на юго-восточную Украину, как и существенное ослабление этого ее влияния на этот регион соседнего государства может послужить для Кишинева сигналом к применению оружия против ПМР.

Еще один риск безопасности молдавскому государству возник в связи с тем, что после возвращения Крыма и Севастополя в Россию снизилось военно-стратегическое значение Приднестровья, пишет eNews. Москва будет отстаивать интересы Тирасполя и свои интересы в Тирасполе всеми доступными дипломатическими, политическими, финансово-экономическими средствами, кроме использования военной силы в этих целях. Следует подчеркнуть, что выдвинутая в информационном пространстве идея создания из юго-востока Украины нового государства под названием Новороссия не зиждется на экономических возможностях России долгое время противостоять санкциям Запада, и она в полном объеме неосуществима в нынешних геополитических условиях либо на ее реализацию потребуется много времени. Поэтому Приднестровье, действительно являющееся частью исторического Новороссийского края Российской империи, не может ждать возрождения Новороссии в качестве самостоятельного государственного образования или его возвращения в состав России. Что усиливает риски вокруг ПМР, идущие со стороны Кишинева, Бухареста, Брюсселя и Вашингтона.

Риски для молдавской этнической идентичности и политического статуса молдавского государства связаны также с тем, что силовой сценарий реинтеграции двух берегов Днестра спровоцирует радикалов Кишинева и на ликвидацию АТО Гагауз-Ери, продолжает eNews. Но это приведет не к решению проблемы унитарности молдавского государства, а к ликвидации последних барьеров на пути объединения Республики Молдова с Румынией. Более того, Кишинев и Бухарест запустили в информационное пространство свои претензии и на украинскую часть Буджака, создавая тем самым угрозы юго-западным границам соседнего государства.

Как при каких условиях можно противостоять этим рискам? - пишет eNews. Во-первых, в создавшихся условиях и при сохранении негативных тенденций развития геополитических процессов вокруг Молдавии главной внутренней опорой для молдавской этнической и политической идентичности может стать полиэтнические юг и север Республики Молдова. При условии, что этнически и политически мобилизованные гагаузы будут подкреплены не только болгарами Тараклийского района и всего юга, украинцами севера, но, прежде всего, этнически и политически мобилизованной молдавской этнонацией на правом берегу Днестра. Если этого не будет, то и не удастся сохранить суверенитет молдавского государства.

Во-вторых, требуется четко сформулировать для полиэтнического народа Республики Молдова идею его движения к политической идентичности, способная объединить его вокруг государственности и суверенитета страны на основе ее военно-политического нейтралитета, продолжает eNews. Необходимо ясно представить себе всю сложность процесса формирования гражданской нации в Молдавии и осознавать, что каждая этническая составляющая народ Молдавии, в том числе и ее мажоритарная часть, утратит какие-то второстепенные специфические элементы идентичности, но обретет ту интеграционную общность, которая способна защитить гражданскую нацию от этнического и политического румыноунионизма.

В-третьих, внедрение в самосознании этнических молдаван федеративной модели государственного устройства РМ, как необходимого условия ее реинтеграции и удерживания от поглощения со стороны Румынии, пишет eNews. Нынешняя молдавская этнонация должна осознать одну простую истину: чем больше у нее будет компонентов, отличающих ее от румынской нации, тем больше будет у нее шансов уберечь себя от румыноунионистского экстремизма. В связи с этим сторонникам государственности Молдавии необходимо предложить ее гражданам федеративную модель ее устройства и разработать проект конституции Молдавской Федерации. Национальных меньшинств и гагаузов в правобережной Молдавии нет необходимости убеждать в преимуществах федеративной модели устройства страны перед унитарной, "ценности" которой они ощутили на собственном горбу. Проблема - в инициировании, продвижении и отстаивании федерации для Молдавии мажоритарным молдавским этносом. Он больше всего должен быть ее двигателем, если стремится сохранить и защитить свои этнические и политические ценности. Национальные меньшинства будут с молдаванами-государственниками в одном с ними общем строю. Сами они эту проблему решить не смогут.

В-четвертых, необходимо вернуться к проблеме предоставления Республики Молдова гарантии политического суверенитета со стороны Вашингтона, Брюсселя, Москвы, Турции, Бухареста, Софии и Киева либо со стороны ООН, продолжает eNews. Без таких гарантий она будет подвергаться перманентным атакам и покушениями на ее политический статус со стороны запрутской соседки.

Конечно, тема федеративного устройства Республики Молдова может быть использована в предвыборных целях, пишет eNews. И это уже имело место в предыдущих парламентских избирательных кампаниях. Однако для предстоящей кампании важно учесть те риски государственности и суверенности нашей страны, которые возникли в последнее время в связи с политическим кризисом на Украине и геополитическим кризисом в связи с Украиной, включая в эти риски и предстоящее подписание Кишиневом Соглашения с ЕС. И стоило бы предложить избирателю соответствующее федеративное блюдо. Но важно также оценить, как к нему отнесется избиратель-молдаванин и готов ли он признать это блюдо интересным и привлекательным для себя. Ведь только в этом случае он проявит интерес к партийно-политическому повару, который подал это блюдо к столу в надежде, что клиент расплатится своим голосом, подводит итог издание.

Когда о русских говоришь правду, то тебя сразу же называют "русофобом" (а также "фашистом", "нацистом" и так далее), пишет Timpul. Рискуя снова обзавестись всеми этими титулами, я (автором статьи является директор газеты Timpul Константин Тэнасе, в отношении которого в 2008 году было возбуждено уголовное дело по факту "умышленных действий по разжиганию вражды, национальной, расовой и религиозной розни" в ходе митинга 3 февраля 2008 года, где Тэнасе заявил: "Молдавия должна избавиться не только от Воронина и коммунистов, но и от русских"; уголовное дело было закрыто коммунистическими властями в августе 2009 года, накануне передачи власти в Молдавии от Партии коммунистов Альянсу за европейскую интеграцию - прим. ИА REGNUM) хочу поговорить на чувствительную для них тему - русские и войны.

Кстати, если задать поиск в Google, то список выйдет внушительный: русско-турецкая война, русско-польская, русско-молдавская (приднестровская) (Речь идет об агрессии Молдавии против Приднестровья в 1992 году, сопровождавшейся массовыми преступлениями против человечности и насилием в отношении мирных жителей Приднестровья (погибло 809 человек, 130 из них - мирные жители - дети, старики, женщины, ранен 1471 человек, половина из которых - мирные жители, 185 - стали инвалидами). По официальным данным Кишинева, с молдавской стороны погибли 386 участников конфликта, ранения получили около 400. 21 июля 1992 года в Москве президенты России и Молдавии в присутствии президента Приднестровской Молдавской Республики подписали "Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова". В настоящее время в Зоне безопасности молдавско-приднестровского конфликта проходит миротворческая операция под эгидой России, - прим. ИА REGNUM), русско-чеченская, русско-грузинская, русско-украинская и так далее, продолжает Timpul. Вооруженная агрессия России в Крыму и оккупация последнего снова продемонстрировали истинное лицо российского империализма. Кроме танков, русские обладают и другим не менее опасным оружием - обман, манипуляция, дезинформация, клевета и т.д.

Вы помните, как Путин, незадолго до нападения на Крым, заявил, что Россия не станет вмешиваться во внутренние дела Украины, уважая ее суверенитет и независимость? - пишет Timpul. Республика Молдова ошибается, веря крокодиловым слезам Москвы. Одно можно сказать наверняка: Россия продолжит мучить Украину и никогда не вернет ей Крым, потому что русские никогда не отдают то, что забрали и никогда не останавливаются на полпути. Это значит, что следующая цель Москвы - Молдавия. Как мы выстоим против русских, когда у нас нет армии, а наши солдаты, сколько ни есть, вооружены одними дудочками? - подводит итог издание.

"Евроинтеграция": "Крым - модель для Приднестровья. Но поскольку оно меньше, это обойдется гораздо дешевле"

Подготовка к подписанию Соглашения об ассоциации между Евросоюзом и Молдавией перешла на финишную прямую - до этого события осталось меньше месяца, пишет Noi. Несмотря на то, что решение уже принято, в Кишиневе резко обострилась борьба сторонников и противников присоединения Молдавии к зоне свободной торговли. На фоне гражданской войны, которая разгорается на соседней Украине в результате не подписания этого документа, противостояние в Молдавии сегодня не выглядит столь уж безобидным.

В конце июня республика подпишет Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, а осенью уже будет работать в рамках зоны свободной торговли с ЕС, продолжает Noi. Выбор страны, как отмечают молдавские власти, - это ясные правила игры и высокие стандарты качества, к которым необходимо подтянуть молдавскую экономику. Однако внедрение стандартов стоит денег, а обещанных партнерами денег недостаточно. Тем не менее, в министерстве экономики стараются сохранять оптимизм и рассчитывают на природную приспособляемость молдавского бизнеса, который должен шире смотреть на мир и учиться конкуренции.

В конце мая на заседании консультативного Совета при Минэкономики обсудили макроэкономическую ситуацию, прогноз роста экономики на ближайшие три года, а также риски, с которыми может столкнуться республика к концу этого года, пишет Noi. Министр экономики Валерий Лазэр говорит о том, что пока его ведомство рассматривает базовый сценарий, который не учитывает влияние этих рисков. По этому сценарию, сначала, после вступления в свободную зону ЕС в этом году, молдавская экономика будет нести некоторые потери, а потом все будет хорошо.

Основные риски, которые видит Минэкономики в конце этого года: возможные проблемы с экспортом молдавской продукции на рынки СНГ, возвращение мигрантов, ухудшение экономической ситуации на Украине, России и Белоруссии, продолжает Noi. Если риски реализуются, "тогда мы окажемся в абсолютно другой, более жесткой реальности", - говорит Валерий Лазэр. По его словам, основные статьи экспорта, которые могут пострадать, это фрукты (в основном яблоки, виноград, слива), вино. Но найти выход, по его мнению, можно. Молдавская экономика приспособляема к изменениям, считает министр. "Не будем фаталистами, давайте шевелить мозгами и расширять горизонты", - сказал он.

Что касается молдавских гастарбайтеров в России, то официально там находится 582 тысячи человек, неофициально - 700-800 тысяч, то есть 4-ая - 5-ая часть всего населения, пишет Noi. По словам Валерия Лазэра, 100 тысяч из них уже легализовались. Объем денежных переводов из России в Молдавию в 2013 году составил 1,279 млрд долларов. О возможности возвращения гастарбайтеров чиновники говорят уже давно, но решения до сих пор нет. "России лучше оставить молдаван у себя - чтобы они потом голосовали так, как нужно работодателям. Это же рычаг влияния. Но, конечно, если они вернутся - поначалу будут проблемы, но потом будет больше конкуренции, зарплата будет расти быстрее, в конце концов, в Европу поедут", - говорит Лазэр. Министр старается быть оптимистом и пессимистичный сценарий не озвучивает. По его словам, точно рассчитать, что произойдет в этом случае, сложно, так как меры могут приниматься разные, а эффект они обычно имеют множественный.

Как-то во всех размышлениях о ближайшем будущем Молдавии все чаще ставится вопрос судьбы Приднестровья - ребром: надо на что-то решаться, говорят эксперты. После вступления в силу Соглашения о зоне свободной торговли с ЕС осенью этого года РМ окажется в новой ситуации - с двумя таможенными режимами: на левом и правом берегу, продолжает Noi. Учитывая, что приднестровские предприятия не готовы к резкому переходу к новым правилам, для Левобережья предусмотрен переходный период в течение года - до осени 2015-го. Но ситуация может осложниться, и тогда неофициально рассматривается три сценария, в том числе - развод. Однако надеются на лучшее, то есть на то, что Россия не сможет бесконечно финансировать Приднестровье, которое обходится ей ежегодно примерно в один миллиард долларов.

В правительстве считают, что у Приднестровья нет выхода, кроме принятия новых правил, поскольку две трети приднестровского экспорта идет, условно говоря, на Запад: это правый берег и страны ЕС, пишет Noi. "Да, у Приднестровья есть такая возможность экспортировать в нынешней ситуации, - говорит бывший министр иностранных дел Приднестровья Валерий Лицкай. - Однако если соглашение о зоне свободной торговли вступит в силу, мы вылетим с этих рынков пулей. Мы потеряем все в один миг, поэтому не надо строить иллюзий. Прежде всего, потому что у нас система экономики зависит от цен на газ, а нас хотят подвести под общую планку. Там единые правила, а мы работаем в специфической экономике (тарифы на газ для потребителей и промышленных предприятий ПМР в 4-6 раз ниже, чем в соседней Молдавии и даже несколько ниже, чем в России; при этом собираемые в Приднестровье деньги за газ на протяжении многих лет не переводятся "Газпрому", а перечисляются на специальный счет, который используется для поддержания бюджета республики; в результате был накоплен долг в размере около $4 млрд., который юридически числится за Молдавией - прим. ИА REGNUM). Во-вторых, мы не выдержим требований европейских регламентов. Нам скажут: вы должны сделать пятое и десятое. А себестоимость? А инвестиции? Они угробят нас, не желая зла, когда подгонят нас под общие стандарты".

На вопрос о том, почему приднестровские эксперты не участвовали в подготовке соглашения о зоне свободной торговли, несмотря на то, что их приглашали, Валерий Лицкай отвечает удивлением: "Что значит участвовать - с нулевыми полномочиями? В таком случае наши представители выступают в роли наблюдателей. То есть, да, информацию они получали. Однако прямые переговоры если и проходили, каждый раз заканчивались следующим: "Мы не можем менять массовые подходы ради вас. Это вы должны понять, какие вы будете счастливые. А поскольку вы будете счастливые, не мешайте".

Чем завершится эта ситуация? "Есть хорошее слово "Крым", - говорит Валерий Лицкай. - В отличие от Молдавии, мы являемся опорой РФ в данном регионе. И если будет нарушено нынешнее статус-кво, Россия будет действовать. Крым - модель для нас. Но поскольку мы меньше, это обойдется гораздо дешевле". (Noi)

Тем временем с 1 января 2015 года Россия, Казахстан и Белоруссия переходят на следующую ступень развития Таможенного Союза, продолжает Noi. 29 мая президенты этих стран подписали в Астане Договор о Евразийском Экономическом Союзе, который обеспечит действие для стран - участников ЕАЭС единых правил и четырех свобод: перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Перспективность такого сотрудничества очевидна: за первые три года евразийской интеграции удельный вес трех стран в мировой экономике увеличился с 2,6 до 3,2 процента. Увеличение ВВП на душу населения за три года в ТС составило 14,5%, что в два раза больше, чем в ЕС.

Руководитель Департамента развития Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Спасский отмечает, что речь идет исключительно об экономическом союзе равноправных членов, которые действуют на основе единых правил, пишет Noi. Единственный надгосударственный орган - собственно ЕЭК. Спасский предположил, что после подписания Молдавией Соглашения с ЕС - ее экономические отношения со странами ЕАЭС изменятся. А самостоятельное присоединение к ЕАЭС будет уже невозможно, только сотрудничество в рамках Евросоюза, который пока на диалог с ТС не идет.

Реальные проблемы у Молдавии, считает руководитель департамента ЕЭК, могут появиться с 1 января 2015 года, когда на страны - члены ЕАЭС будет распространяться действие четырех свобод: перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, продолжает Noi. "То есть эти страны будут иметь привилегии в инвестициях, в торговле, в грузовых перевозках, а также в перемещении рабочей силы. Это Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия. Все остальные будут действовать на общих условиях: как Молдавия, так и Финляндия, к примеру. Как бы мы вас ни любили. И для восстановления того, что Молдавия потеряет сейчас, нужны будут новые усилия, в том числе финансовые", - отметил Спасский.

По мнению Торгового представителя РФ в РМ Владислава Дарвая, в случае вступления Молдавии в ЕАЭС, рост экономики Молдавии обеспечат инвестиции в перерабатывающую промышленность и развитие АПК, пишет Noi. "Основным двигателем роста молдавской экономики может стать аграрный сектор. Сектор зависит от сезонности, а сама конкурентная продукция представлена на многих рынках, и в первую очередь - российском. Благодаря тому, что Молдавия, как член Зоны свободной торговли СНГ, может поставлять продукцию на открытые для неё рынки России и стран-членов СНГ на очень выгодных условиях, без каких-либо квот, производители в АПК могли бы занять свою нишу экологически чистых продуктов питания, произведенных на молдавской земле из молдавских продуктов", - отметил он.

"Вступление Молдавии в Таможенный Союз обеспечит не только беспошлинное передвижение товаров, но и откроет единое транспортное, образовательное и культурное пространство, облегчит передвижения капитала, услуг, рабочей силы, даст возможность осуществления получения энергоносителей внутри ТС без экспортных и импортных пошлин, что приведет к снижению тарифов и повышению конкурентоспособности молдавских товаров, сведет на нет понятия "эмбарго", "запрет", "ограничения" - то есть сделает возможным создание условий для стабильного развития экономики страны в интересах повышения жизненного уровня населения. Следующим шагом развития торгово-экономических отношений должно стать привлечение инвесторов в производственный/перерабатывающий сектор, где создается продукция с высокой добавленной стоимостью. При этом, конечно же, правительство должно создавать все необходимые условия для прихода в страну крупных инвесторов, которые будут вкладывать в развитие производства, чтобы появилась возможность обеспечения занятости населения Молдавии. И особенно важно, чтобы крупные инвесторы приходили в два основных локомотива молдавской экономики, а именно - аграрный сектор и производство. Именно эти сектора обеспечат высокие темпы роста благосостояния народа Молдавии. А если уж Молдавия хочет стать мостом, объединяющим два крупнейших экономических союза на Евразийском континенте, как экономист, замечу: в этом случае Республике Молдова нужно быть самостоятельной, суверенной с крепкими собственными позициями вне каких бы то ни было Союзов. Иначе она рискует стать полем торговых противостояний, нежели мостом", - подвел итог Дарвай. (Noi)

Минэкономики Молдавии на полпроцента снизило прогноз роста ВВП в 2014 году, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Таким образом, рассчитали аналитики ведомства, ВВП в этом году вырастет на 3,5%, а в 2015-2017 годах - на 4,5%. "Изменения связаны прежде всего с уменьшением прогнозов роста ВВП стран, являющихся основными торговыми партнерами Молдавии, в частности России и Украины", - сказал вице-премьер, глава Минэкономики Валерий Лазэр на заседании консультативного совета при Минэкономики. По его словам, уже сейчас заметно падение экспорта на восточном направлении (в РФ за первые два месяца года он снизился больше чем на 20%). При этом, добавляет господин Лазэр, это происходит не только из-за введенного в сентябре прошлого года эмбарго на экспорт молдавской винодельческой продукции в Россию, но и из-за того, что отечественные бизнесмены не рискуют возить продукцию через территорию Украины.

Согласно консервативному сценарию, представленному Минэкономики, в этом году планируется, что экспорт вырастет на 4%, импорт - на 3%, промпроизводство - на 6%, сельскохозяйственное производство - на 3%, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". В ведомстве рассчитывают, что инвестиции в долгосрочные материальные активы вырастут на 5%, реальная среднемесячная зарплата - на 6%, а среднегодовая инфляция составит 5,2%. Говоря о сельском хозяйстве, Валерий Лазэр уточнил, что первоначально его министерство предполагало нулевой рост - из-за высокой сравнительной базы 2013 года. Однако коллеги из Минсельхоза заверили, что прогнозы урожая как зерновых, так овощей и фруктов с высокой добавленной стоимостью очень высоки. "Господин Бумаков дал очень оптимистичный прогноз в 3,5%, но мы уменьшили его на полпроцента", - рассказал министр экономики.

Он отметил, что это базовый сценарий, который не предусматривает возможные ограничения со стороны России в связи с подписанием Молдавией Соглашения об ассоциации с Евросоюзом 27 июня 2014 года, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Москва между тем уже дала понять, что после подписания Молдавией Соглашения об ассоциации с ЕС она пересмотрит экономические отношения с Кишиневом. Об этом заявляли вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин и российский премьер Дмитрий Медведев. Господин Лазэр, однако, отмечает, что молдавские власти будут делать все от них зависящее, чтобы убедить Россию в преимуществах, которые обеим странам принесет создание ЕС и Молдавией зоны углубленной и всеобъемлющей свободной торговли (DCFTA). Очередные консультации с российскими коллегами пройдут 5-6 июня в Кишиневе.

Надеясь на лучшее, Кишинев все же считает весьма вероятным негативный сценарий. Молдавские власти не исключают усиления давления со стороны России в преддверии или сразу после запланированного на конец июня подписания Соглашения об ассоциации. "В первую очередь Россия может ввести эмбарго на товары, которые практически полностью зависят от российского рынка сбыта", - сообщил "Ъ-MD" высокопоставленный источник в правительстве, настоявший на анонимности. По его словам, новые ограничения могут коснуться яблок, столового винограда и слив, экспорт которых в Россию составлял в прошлом году 90-95%. "Большая опасность, что эмбарго может быть введено как раз в преддверии очередных парламентских выборов (пройдут 30 ноября), как раз после сбора урожая", - выразил свои опасения чиновник. Он добавил, что даже с учетом удвоения Евросоюзом квот на экспорт фруктов есть опасения, что молдавские фермеры не справятся с предложенными объемами, поскольку требования к качеству и упаковке у европейцев другие. При апокалиптическом сценарии, говорит он, экономика зарегистрирует нулевой результат роста.

Собеседники в разных правительственных структурах также опасаются, что Россия может оказать давление на банковскую систему Молдавии, 70% которой контролируется напрямую Москвой (российский "ВЭБ-Капитал" недавно приобрел 25% акций Banca de Economii) или тесно связанными с Россией бизнесменами Иланом Шором (Banca Sociala и Unibank) и Вячеславом Платоном (Moldinconbank и Victoriabank), продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Правда, они не уточняют, что именно может быть предпринято Москвой на этом направлении.

Еще одна фобия - массовые депортации из РФ молдавских мигрантов, нарушивших режим пребывания. Недавно представитель ФМС России в Молдавии Татьяна Рощина сообщила, что в группе риска 265 тыс. граждан Молдавии. Правда, правительственный источник "Ъ-MD" не верит, что Россия пойдет на депортации. "На ее месте было бы целесообразнее мобилизовать их для голосования за нужную партию", - рассуждает он.

Кроме того, проблемы могут возникнуть в энергетике, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Дело в том, что убытки молдавско-российского АО "Молдова-газ" в 2013 году из-за курсовой разницы могут привести к росту тарифов, что также повлияет на развитие экономики. А вот перспективы осложнения отношений с Приднестровьем, которое не разделяет европейских устремлений Кишинева и заявляет о желании присоединиться к России, похоже, уже не особенно страшат молдавских чиновников. Во всяком случае, один из них на закрытой встрече с журналистами прямо заявил: "Молдавии до 2016 года следует сделать выбор: или дальнейшее развитие совместно с Приднестровьем в рамках единого государства, или уже без Приднестровья".

Нынешняя молдавская власть тяготеет к созданию режима свободной торговли с ЕС, нежели к присоединению к Таможенному Союзу, пишет "Независимая Молдова". Премьер Юрий Лянкэ заявил, что правительство Молдавии считает неактуальным вступление республики в ТС, а нацелено на евроинтеграцию. Хотя, что касается правительства, то, дума
Просмотров: 511 | Добавил: владимир | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]