Приветствую Вас Гость | Группа "Гости" | RSS

Количество дней с момента регистрации: . 


Пятница, 23.08.2019, 01:05
Главная » 2011 » Май » 14 » Об ужесточении оборота гражданского оружия (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
23:56
Об ужесточении оборота гражданского оружия (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Однако и в США, проблемы связанные с бюрократическим произволом чиновников, в области права граждан на хранение и ношение оружия, доводят до расследований на уровне Сената США. Зачастую обвинения против граждан строились на внутренних инструкциях и директивах Бюро, никогда не публиковавшихся в Федеральном Регистре, как того требует Закон.

Еще в 1975 году БАТФ решило, что продавец оружия должен, в определенных ситуациях, нести ответственность за действия легального покупателя оружия. Хотя такая трактовка Закона противоречит определенной статье Свода Законов США, прямо запрещающей принятие "секретных законов" административными органами. Главной задачей Закона, было ограничение доступа к огнестрельному оружию неблагонадежных лиц, но оказалось, что БАТФ занимался этим вопросом меньше всего. Многочисленные свидетельства доказали, что Бюро крайне не охотно обращает внимание на уголовников.

К моменту расширения полномочий этого ведомства, лишь 8,3% арестов, проведенных агентами службы, было связано с нарушением оружейного законодательства. Собственная статистика Бюро показывала, что число арестов среди уголовников и не легальных торговцев оружием, упало с 14% до10% от общего количества арестов связанных с оборотом оружия. В более чем трех четвертях дел, возбужденных БАТФ по фактам, якобы не законного, оборота оружия, фигурировали, законопослушные граждане - владельцы легального оружия, ранее никогда не совершавшие уголовных преступлений и в большинстве своем, не имевшие никаких проблем с полицией, даже за неправильный переход улицы или неправильную парковку машины, но "пойманных" агентами Бюро на многочисленных технических ошибках, связанных с не знанием нормативных положений.

Методы, которыми пользовалось БАТФ, в своей деятельности, вызвало такой поток жалоб, что этот вопрос стал предметом специальных слушаний в Сенате США, в июле 1979 года и в апреле и октябре 1980 года. На слушаниях было представлено множество доказательств того, что агенты Бюро, предпочитали грязной и долгой кропотливой работе с незаконным оборотом "уличного оружия", быструю и эффектную атаку на законопослушных граждан и коллекционеров оружия.

Были также отмечены и другие множественные нарушения законодательства. В целом действия Бюро были оценены как предосудительные. БАТФ преуспело в борьбе с несуществующей угрозой.

"Органы правопорядка не смогли справиться и с другими видами незаконного бизнеса: торговлей наркотиками и проституцией, поэтому нет никаких шансов, что они справятся с разоружением преступного мира.".

Итогом Парламентских расследований явился, принятый в 1986году (с большим опозданием, но все - таки принятый), под давлением общественности, упомянутый выше, Федеральный Закон "О защите прав владельцев огнестрельного оружия" (PL 99 - 308).

Далее. Данные ФБР, БАТФ, Министерства Юстиции США.

"Единственной альтернативой для общества в борьбе с преступностью является такое увеличение риска совершения преступления, что его ценность становится ниже того, что общество может уплатить в качестве законного заработка ...". Эта формула криминологов США, считается краеугольным камнем стратегии борьбы с преступностью.

Граждане США имеют право владеть (хранить): крупнокалиберными пулеметами, противотанковыми и автоматическими гранатометами, минометами до 160 мм, полевой артиллерией до 152 мм, одноствольными зенитными пушками до 100 мм, многоствольными автоматическими зенитными пушками до 40 мм, бронетанковой и авиационной техникой, с установленным вооружением.

Граждане США используют оружие для самозащиты ежегодно, примерно в 2,1 миллионов случаев. Использованием оружия при самозащите считается, в том числе, и направление оружия на лицо совершающее противоправные деяния, а так же предупредительная стрельба в воздух. Обо всех случаях применения оружия, повлекших за собой стрельбу, граждане обязаны незамедлительно сообщить в полицию.

Применение огнестрельного оружия гражданами, в интересах самозащиты, в 98% случаев не приводит к гибели или серьезным увечьям нападающих, в 2/3 случаев, при этом используются пистолеты и револьверы, в 90% случаев, оружие применяется на дистанции 10 - 12 футов (примерно 3 - 3,5 метра). При стрельбе на этой короткой дистанции выживают:

9% пораженных стрельбой из гладкоствольных ружей;
50% пораженных винтовочным огнем;
90% пораженных стрельбой из пистолетов и револьверов.

С 1973 года по 1992 год количество огнестрельного оружия в частном владении в США увеличилось со 122 миллионов единиц до 222 миллионов единиц (рост 73%). Владение пистолетами и револьверами (короткоствольное огнестрельное оружие) выросло на 110%, с 37 миллионов единиц до 78 миллионов единиц. Основная часть оружия сконцентрирована вне городов, тогда как основная часть преступлений совершается в городах. Согласно исследованиям, основанным на статистических данных ФБР за 1972 - 1992 годы, проведенным независимыми специалистами Чикагского Университета, в 3 054 округах США, число убийств снизилось на 8,5%, изнасилований на 5%, нападений на 7% в тех округах, где разрешено скрытое ношение заряженного оружия. С 1973 года по 1992 год уровень убийств, в целом по стране, упал на 10%, с 9,4 случая на 100 тысяч населения до 8,5 случая на 100 тысяч населения.

В 1994 году на 256 миллионов граждан насчитывалось более 231 миллионов единиц огнестрельного оружия, из которых 82 миллиона единиц - пистолеты и револьверы. Распределялось оружие следующим образом: у 20 миллионов граждан - 1 "ствол", у 15 мил. - от 2 до 10 единиц, у 1 мил. - от 11 до 50 единиц, у 500 тыс. - от 51 до 100 единиц, у 100 тыс. - от 101 до 500 единиц, у нескольких десятков тысяч граждан - до 1000 и более штук.

В 1994 году граждане, законно владеющие личным оружием, реально применяли его для самообороны 645 тысяч раз. В том же 1994 году зафиксировано 581 тысяча преступлений с использованием оружия, в 97% из них применялось криминальное оружие. При этом уровень всех насильственных преступлений, совершаемых в США, составляет 0,04 преступления на одну единицу легального оружия в год.

В национальных масштабах, в штатах США, где разрешено скрытое ношение заряженного оружия, общий уровень преступных проявлений меньше на 22%, уровень убийств на 33%, разбойных нападений на 36%, ограблений на 37%, а тяжких телесных повреждений на 14% ниже, чем в среднем по штатам, где такого разрешения нет. В 1994 году 28 штатов, с населением 115 миллионов человек (45% от общего числа населения в США) предоставляли гражданам такое разрешение, и их число растет. Во Флориде и Айдахо с 1995 года, сокращаются бюрократические процедуры и сумма уплаты за разрешение. С 1986 года по 1996 год, число штатов, в которых разрешено скрытое ношение оружия, выросло с 9 до 31.

Общий уровень преступности в "запретительных" штатах на 26% выше (798,3 случая на 100 тысяч населения), чем в "разрешительных" штатах (631,6 случая на 100 тысяч населения).

Уровень убийств в "запретительных" штатах на 58% выше (289,7 случая на 100 тысяч населения), чем в штатах, где разрешено ношение оружия (183,1 случая на 100 тысяч населения). Уровень преступлений при отягчающих обстоятельствах на 15% выше в "запретительных" штатах (455,9 случая на 100 тысяч населения), чем в "разрешительных" (398,3 случая на 100 тысяч населения).

По опросам Министерства Юстиции США, из числа заключенных в тюрьмах: 34% были спугнуты, ранены или задержаны вооруженными гражданами; 40% отказались от планов преступлений, поскольку имелись опасения, что потенциальная жертва вооружена.

Из 579 тысяч особо опасных преступлений, совершаемых ежегодно, 70% совершаются 7% преступников, многие из которых - рецидивисты, или амнистированы, или осуждены условно, или отпущены под залог.

У черных подростков мужского пола от 16 до 19 лет уровень преступности с использованием пистолетов в 4 раза выше, чем у их белых сверстников. Резко повышается уровень преступности у детей из неполных семей.

Орландо. В 1966 году изнасилования составили 36,9 случаев на 100 тысяч населения. Женщины стали покупать пистолеты. Полиция предложила всем желающим бесплатные курсы по обучению способам безопасного обращения с оружием. 1967 год - уровень изнасилований упал до 4 случаев на 100 тысяч населения. В 1968 году полиция провела исследование - ни одна из женщин, прошедших тренировки, не использовала оружие для нападений, убийств, самоубийств, угроз. Не было и несчастных случаев с оружием.

Флорида. В ответ на захлестнувшую штат волну преступности, в 1987 году властями штата было разрешено гражданам иметь и носить при себе заряженное оружие. В течение следующего года преступность снизилась на 21%, тогда как по стране в целом она поднялась на 12%, число убийств снизилось на 22%, а с применением огнестрельного оружия на 29%, те же средние показатели по стране возросли на 15% и 50% соответственно. С 1 октября 1987 года по 28 февраля 1994 года властями Флориды было выдано 204108 разрешений, из них только 17 разрешений (0,008%) были отозваны, поскольку владелец позднее совершил преступление (не обязательно, особо опасное), в котором присутствовало оружие (не обязательно участвовало!).

"Американское Криминологическое общество", рассмотрев книгу прокурора Девида Коупела "Самурай, Джентльмен и Ковбой. Должна ли Америка перенять контроль над оружием у других стран?", (которая в 1992 году названа книгой года), пришло к следующему выводу: "Мнение о значении жесткого контроля над оружием для снижения преступности в Англии, Японии и других странах сильно преувеличено. Израиль, Норвегия и Швейцария, где законодательство об оружии весьма либеральное, имеет уровень преступности такой же или ниже".

Австралия. Ситуация аналогична американской - есть штаты с более жестким и более мягким законодательством. Как и в США, именно штаты с наиболее жесткими ограничениями имеют наиболее высокий уровень преступности. К примеру. В 1983 году в штате Виктория была введена всеобщая регистрация огнестрельного оружия. 26 мая 1995 года Министру полиции штата Виктория (должность, эквивалентная должности генерального прокурора штата в США или генерального прокурора провинции в Канаде) пришлось признать, что эта 12-ти летняя затея оказалась пустой тратой времени и средств. На ежегодном совещании Министры восьми штатов Австралии согласились во мнении, что во всей стране не было ни одного случая, когда бы регистрация огнестрельного оружия способствовала предотвращению или раскрытию преступления.

Министры полиции восьми штатов приняли решение отказаться от всеобщей регистрации огнестрельного оружия там, где она уже действовала, и от планов по ее внедрению в остальных штатов Австралии, заменив ее национальной системой лицензирования и сертификации владельцев огнестрельного оружия.

Австрия. Основным Законом, регулирующим оборот оружия в Австрии, является Федеральный Закон "Об оружии", принятый 10 января 1997 года. Закон ввел категорический запрет на владение огнестрельным и холодным оружием для лиц, не достигших 18-ти летия, а также страдающих наркоманией или алкоголизмом, подверженных психическим заболеваниям, осужденных ранее за преступления с применением насилия, и лиц, в отношении которых существуют подозрения, что владение оружием может поставить под угрозу жизнь, здоровье или свободу граждан.

К владению гражданами запрещены следующие типы оружия:

оружие, замаскированное или похожее на другие предметы;
огнестрельное оружие, которое может быть сложено, укорочено сверх норм обычных для охотничьего или спортивного оружия;
ружья, общая длина которых мене 90 сантиметров или длина ствола которых мене 45 сантиметров; помповые ружья ("помпган");
огнестрельное оружие, оборудованное глушителями выстрелов; все виды армейского и автоматического оружия.

В соответствии с Законом, все остальные виды оружия, делятся на три категории: огнестрельное оружие, которое может быть приобретено исключительно по разрешению органов внутренних дел (категория "B"); огнестрельное оружие, подлежащее обязательной регистрации после покупки (категория "C"); иное оружие, не являющееся запрещенным и не подпадающее под категории "B" и "C" (категория "D").

К категории "B" относятся пистолеты, револьверы, многозарядные и самозарядные ружья, полуавтоматическое оружие. Разрешения на покупку и владение оружием этой категории ("Waffenpass" и "Waffendesitzkarte") выдаются органами МВД Австрии "после проверки благонадежности" лицам старше 21 года, которые смогут "привести аргументированные обоснования необходимости владения этим видом оружия" для самозащиты.

В категорию "С" входят гладкоствольные ружья, перезаряжаемые в ручную (не входящие категорию "B") для стрельбы дробью и калибром более 5,6 мм. Их продажа осуществляется лицам старше 21 года. После покупки оружие должно быть зарегистрировано в течение 4 недель в местных органах МВД.

Все остальное не запрещенное оружие относится к категории "D". В отношении приобретения и владения газовым и пневматическим оружием, так же относящегося к категории "D", есть только возрастные ограничения - 21 год.

Великобритания. Первый ограничительный законодательный акт о пистолетах принят в 1903 году. Начиная с этого времени, происходит постепенное ужесточение государственного контроля за оборотом огнестрельного оружия, находящегося в частном владении. Повторное ужесточение касательно прав граждан на владение огнестрельным оружием произошло в 1919 году. В 1968 году, 30 мая, Парламент Великобритании принял всеобъемлющий Законодательный акт "Об огнестрельном оружии" (Firemen's Act. 1968. Government publications, London. P. 1- 46. HMSO/ISBN 0 10 5427683). В последующем было принято еще семь кардинальных поправок к этому Закону, ужесточающих контрольные функции Государства в вопросах контроля над оборотом оружия находящегося в частном владении граждан, а также вводившие и некоторые ограничения на право владения отдельными видами огнестрельного оружия гражданами. (см.The Control of Firements in Great Britain: A Consultativ Document. May 1973, a Green Paper Presented to Parliament. London: HMSO Cmnd. 5297; Firement Act, 13 July 1982. HMSO. ISBN 0 10 543 1826; Firearms (Amendment) Act 1988. 15 November 1988. HMSO. ISBN 0 10 544588 6; Firements Law: Specifications for the Adaptation the Shot Gun Magazines and the De-activation of Firearms. 1989. HMSO. ISBN 0 11 340909 5; Firearms Law: Specifications for the adaptation of ShotGun Magazines and the De-activation of Firearms (1995 Revision). HMSO. ISBN 0 11 341141 1.).

Среднегодовое количество самоубийств с применением огнестрельного оружия, с 1920 года (258 случаев) сократилось в 1967 году до 193 случаев. При этом общее количество актов суицида возросло с 3 759 случаев до 4 711 случаев. Показатель "число жителей на одно самоубийство" практически не изменился 10 078 и 10 271 (при желании свести счеты с жизнью, отсутствие оружия не является препятствием).

В настоящее время, новым Законодательным Актом об огнестрельном оружии, принятым в 1997 году (The Firearms (Amendment) Act. 20 December 1997. London: HMSO ISBN 0 11 341421.), внесены еще более существенные поправки, по сравнению с Законом 1968 года, которыми еще больше ограничены виды оружия, находящиеся в гражданском обороте. Так, полностью запрещено крупнокалиберное охотничье оружие, запрещены в качестве оружия самообороны пистолеты и револьверы. Разрешены к обороту лишь малокалиберные спортивные пистолеты и револьверы. Запрещена пересылка оружия, покупка его должна осуществляться лично. Контроль над оборотом оружия возложен на специальное подразделение полиции, которое наделено правом проникновения в частное владение граждан. На всех владельцев гражданского оружия заведена единая компьютерная информационная база данных. Одновременно в стране ужесточена уголовная ответственность за не законный оборот оружия.

Однако, офицер полиции Колин Гринвуд в Кембриджском университете провел исследование взаимодействия доступности оружия населению и росту преступности. Вот его заключение: "Усиление контроля за частным владением огнестрельным оружием мало отражается на уровне преступности. Вооруженное преступление и особо тяжкие преступления в основном являются продуктом социально - этнических факторов, вне связи с доступностью тех или иных типов оружия гражданскому населению. Количество единиц оружия, необходимое для удовлетворения потребностей преступного мира, достаточно невелико, и этот спрос всегда удовлетворяется, вне зависимости от того, какие существуют ограничения на легальный оборот оружия. Нет существенных данных, свидетельствующих, что ужесточение контроля, как - то ограничивает доступ преступных элементов к огнестрельному оружию.

На уровень преступности гораздо больше влияет так называемая "вращающаяся дверь": когда преступники "вылетают" из тюрьмы так же быстро, как туда попадают. В 1994 - 1995 годах в Англии раскрываемость преступлений составляла в среднем 26%, причем по особо жестоким преступлениям даже 2/3. Преступник на свободе - рецидив - рост преступности".

Венгрия. Оборот оружия в Венгрии регулируется Постановлением Правительства № 115 от 10 сентября 1991 года. Действие Постановления не распространяется на:

стрелковое оружие вооруженных сил, правоохранительных органов, гражданских органов национальной безопасности, а также на оружие, используемое в целях обучения и в качестве музейных экспонатов и на боеприпасы к нему;

служебное оружие вооруженной охраны органов безопасности;
взрывные заряды, не квалифицируемые как стрелковое оружие;
дульнозарядное, шомпольное стрелковое оружие музейного назначения, за исключением используемого в спортивных целях;
холостые боеприпасы;
предметы, квалифицируемые как военные материалы.

Стрелковое оружие и боеприпасы к нему, указанные в первых двух пунктах, подпадают под действие Постановления, если прекращается их использование в указанном качестве, или если оно реализуется на внутреннем рынке. Постановлением предусмотрена разрешительная система оборота оружия и боеприпасов. Выдача и аннулирование разрешений возложена на органы полиции.

Разрешение на хранение оружия не выдаются следующим категориям граждан:

не достигших 18-ти летнего возраста;
имеющих психические отклонения;
отбывшим срок наказания и с которых еще не сняты ограничения, связанные с совершенным ими преступлением.

Этим же Постановлением регулируется порядок производства, торговли, ремонта, оборота, импорта и экспорта стрелкового оружия и боеприпасов, их приобретение и хранение.

В развитие этого постановления, Министр внутренних дел издал распоряжение № 14 от 31 октября 1991 года "Об исполнении Постановления Правительства о ручном стрелковом оружии и боеприпасах, газовом и сигнальном оружии, а также пневматическом оружии и стрельбищах". Министр народного благосостояния издал распоряжение № 22 от 15 ноября "О медицинском контроле и проверке состояния здоровья лиц желающих получить разрешение на приобретение и хранение ручного стрелкового оружия и боеприпасов". Министр промышленности, торговли и туризма издал распоряжение № 64 от 27 декабря 1996 года "О проверке ручного гражданского оружия: стрелкового, газового, сигнального и пневматического оружия и боеприпасов к нему".

Германия. Первый Закон "Об оружии" принят в Германии в 1891 году, с последующими поправками в 1913 году. Однако эти Законы, в большей степени, относились к производственной сфере, и напоминают наши теперешние ГОСТы. Законы не затрагивали права владельцев оружия.

Первый Закон, в котором уже предусматривались ограничения на владение оружием гражданами принят в 1928 году. Согласно этому Закону, продажа оружия и боеприпасов стала, производится только при наличии у покупателя разрешения на эту покупку. В этот период, на руках у граждан находилось от 1 до 2 миллионов единиц не зарегистрированного оружия, в основном военного назначения. Последующий период отмечался принятием нескольких "технических" Законов (1939 года и 1968 года). Однако Закон 1972 года, не смотря на то, что в нем, практически, не было ограничений на приобретение гражданских образцов оружия, (гражданин имеет возможность купить без разрешения любой образец антикварного, дульнозарядного огнестрельного оружия, либо его копию - реплику, однако ни кто не продаст ему порох), носил уже ярко выраженную антитеррористическую направленность. Это действительно помогло остановить вал террористических акций, но, как всегда у бюрократов бывает, при решении вопросов антитеррора, пострадали не причастные к преступникам владельцы легального оружия.

Официально, в Германии, по состоянию на февраль 1996 года, насчитывалось 2,1 миллиона владельцев оружия (1,5 миллиона стрелков - спортсменов, 329 000 охотников, 280 000 коллекционеров и 30 000 лиц которым выданы разрешения на ношение оружия в интересах самообороны, есть и другие категории владельцев оружия).

Поняв, что особенно доверять и законодателям и прочим властям не имеет смысла, граждане, владевшие оружием, начали "уходить в подполье". Так, по оценкам полиции, на руках у граждан Германии находится 10 миллионов единиц легального оружия и около 20 миллионов нелегальных "стволов". Несмотря на то, что большая часть оружия (примерно 70%) находится в нелегальном обороте, 97,5% жертв насильственных преступлений не являются жертвами применения огнестрельного оружия, 80% убитых не являются жертвами применения огнестрельного оружия (какое оружие, легальное или не легальное применялось в преступлениях, статистика не знает). Применение огнестрельного оружия при совершении преступлений сократилось с 0,8% до 0,3%, при одновременном росте количества легального оружия (нелегального впрочем, тоже). Количество преступлений, связанных со стрельбой, за тот же период, сократилось с 0,5% до 0,1%. Из этого же числа 35 - 40%, составляет неправомерная стрельба не связанная с насилием, например, по дорожным знакам (и кто же это распространяет утверждение, что нам до немцев, в правовом сознании, как до Марса?). Общее число преступлений, связанных с применением оружия за период с 1971 года по 1994 год, сократилось на 60%.

В 1993 году, полицией ФРГ было изъято 14 тысяч единиц нелегального оружия, в 1995 году - 2 905 единиц огнестрельного оружия, из них лишь 140 (4,8%) единиц оружия находившемся в легальном обороте. Только в 20 случаях оружие применялось в преступных посягательствах. В том же году, при попытке контрабандного ввоза, изъято 4 933 единицы огнестрельного оружия, и из них 700 автоматов Калашникова.

Израиль. Оружейное Законодательство Израиля весьма либеральное. Это, в первую очередь связано, с тем, что Израиль находится во враждебном окружении и, следовательно, в состоянии перманентной войны со своими соседями. Основная цель владения оружием для граждан, не отстреливаться от уголовников (вообще, в Израиле преступные проявления, подпадающие под обще уголовные статьи УК, других стран, типа ограблений, в том числе и жилищ, изнасилований, разбойных нападений и т.п., случаи настолько редкие, что они только подтверждают общее правило), а противостоять, экстримистски настроенным мусульманским террористам.

Исходя из этих потребностей, в Израиле не пользуются спросом образцы пистолетов и револьверов, созданных под патроны, квалифицируемые в Европе, как карманное гражданское оружие самообороны (к примеру, 6,35 мм и 7,65 мм Браунинг). Наибольшей популярностью пользуются образцы пистолетов военного и полуспортивного назначения, (с емкостью магазинов 13 - 18 штук патронов) под мощные патроны (9 х 19 мм "Парабеллум", .40 S&W и другие), револьверы, также предпочитают под мощные патроны (.357 Магнум, к примеру, либо еще более мощные), но они имеют не значительное распространение.

Гражданам, доступно и военное автоматическое оружие, в основном для членов отрядов самообороны, проживающих на акупированых территориях за "зеленой линией". В кибуцах (коммунах, что - то отдаленно напоминающее наши колхозы на заре коллективизации) все взрослое население вооружено поголовно (за свой счет!), армейским оружием: М - 16; "Галил", УЗИ (есть и автоматы Калашникова).

Однако, Израиль, не был бы еврейским Государством, если бы не взимал деньги за разрешения на оружие (ришайон), даже с членов отрядов самообороны (впрочем, и у нас та же картина). Для получения ришайона гражданину необходимо пройти проверку на законопослушность, которая длится месяц - два, в соответствующих структурах полиции (100 шекелей, примерно 30-32 доллара), пройти курс обучения безопасного обращения с оружием в каком либо стрелковом тире - клубе (75 шекелей) и курс стрелковой подготовки (произвести не мене 50 выстрелов из оружия принадлежащего тиру - 100 шекелей). Произведя все эти действия, гражданин может отправляться в магазин. Имея ришайон, можно приобрести то оружие, которое необходимо.

Вызывает некоторое недоумение, зачем, в стране, в которой все граждане обязаны проходить военную службу, не взирая на пол, необходимо проходить курсы стрелковой подготовки, тем более такие усеченные? В армии не учат обращению с оружием? Солдатиков на стрельбище и в тир не "гоняют"? Хорошо хоть кадровые служащие армии, полиции и службы безопасности имеют право на приобретение оружия.

Канада. Федеральный Закон "Об огнестрельном оружии", Парламент принял в 1995 году. Целью принятия Закона являлась необходимость создания общенациональной системы регистрации оружия. Законом предусматривается выдача лицензий владельцам оружия, взимание денежных сборов за приобретение различных видов оружия, определяется порядок хранения, перевозки, демонстрации, в том числе запрещенного оружия и оружия ограниченного пользования, а также разрешений на ношение оружия, приобретение боеприпасов, импорт и экспорт огнестрельного оружия, условия передачи оружия другому лицу.

Система лицензирования и регистрации оружия вводилась поэтапно, поскольку в стране насчитывается несколько миллионов единиц не зарегистрированного оружия. Положения о выдаче лицензий на приобретение и регистрацию оружия вступили в силу в1998 году. Получение разрешения на приобретение оружия стало обязательным начиная с 2001 года, с января 2003 года будут введены сертификаты регистрации всех видов огнестрельного оружия. Регистрация осуществляется канадской полицией. Полностью запрещены к гражданскому обороту образцы стрелкового оружия, используемые в вооруженных силах страны.

Владеют огнестрельным оружием 6 миллионов граждан. В 1970 - 80-х годах в Канаде вводились жесткие ограничения на владение и приобретение оружия. Так, в 1978 года власти начали кампанию по ограничению продаж оружия населению и его изъятия. Результат: с 1978 по 1986 годы рост преступности составил 45%, причем в северных штатах США, где не вводились подобные ограничения, роста преступлений не было.

Китайская Народная Республика. В 1996 году был принят Закон "О контроле над огнестрельным оружием" (См.:Law of the People's Republic of China on the control of Firearms. Adopte at the 12-th session of the Standing Committee of the 8-th Nathional People's of China on July 5, 1996, and effective as of October 1, 1996.). Законом разрешено в гражданском обороте использовать только спортивные и охотничьи образцы огнестрельного оружия, которое приобретается по специальным лицензиям местных органов общественной безопасности. Законом предусматривается и категория служебного оружия. Производство и торговля оружием лицензируется. Общий контроль за оборотом оружия в КНР, возложен на Министерство общественной безопасности.

Латвия. Закон "Об огнестрельном оружии и специальных средствах для самообороны", принят 23 февраля 1993 года. Гражданам, для самообороны, после прохождения курсов безопасного обращения с оружием, с правом ношения, разрешены не автоматические (самозарядные) пистолеты и револьверы. Калибр оружия ограничен 9 мм (включительно), ограничений по дульной энергии пули не предусмотрено. Запрещены обрезы ружей и винтовок, а также, переделка газового оружия под пулевые патроны. Отсутствует в Законе и деление оружие на гражданское, служебное и боевое. В статье 7 Закона перечислены категории лиц, которым запрещено владение оружием: имеющие в прошлом судимости за умышленные преступления; психически больные граждане, алкоголики и наркоманы / токсикоманы; лица подвергавшиеся административным взысканиям за нарушение законов или о которых у полиции имеются официальные данные, позволяющие считать, что оружие может быть применено злонамеренно; лица, о которых у полиции имеются официальные данные, о принадлежности этих лиц к запрещенным военизированным формированиям, политическим партиям, общественным организациям либо движениям.

Литва. Закон "О контроле за оружием и боевыми припасами", № 1-1423 принят 2 июля 1996 года (См.: Ведомости Литовской Республики. 1996 г. № 36. Ст. 654.), в основном он корригируется с Законом "Об огнестрельном оружии и специальных средствах для самообороны" Латвийской республики.

Молдавия. Оборот оружия в Республике Молдова, осуществляется на основании Закона "О контроле над индивидуальным оружием", принятого Парламентом 18 мая 1994года (См.:Parlrmentul Rrepublicii Moldova. Hotarire pentry puntrea aplicare a Legii privind controul asupra armelol individuale. 18 mai 1994. № 111-XIII). За основу, при разработке Закона, парламентарии взяли Закон об оружии соседней Румынии. Однако в отличии от румынского Закона, в котором нет ограничений на приобретение гражданского оружия для законопослушных и дееспособных граждан, молдавский Закон существенно сужает право на приобретение оружия, в частности пистолетов и револьверов, некоторыми категориями граждан и не граждан. Правом на приобретение оружия обладают граждане Республики, достигшие 18-ти летнего возраста, не имеющие медицинских противопоказаний к владению оружием, не имеющие судимостей, постоянно проживающие на территории государства. Регистрация и контроль над оборотом оружия возложена на разрешительные отделы полиции.

Новая Зеландия. С 1983 года в стране произошла резкая либерализация системы оборота оружия и упрощены процедуры его покупки. Причина: многолетние исследования показали неэффективность сложной системы регистрации, существовавшей с 30-х годов 20 века. Осуществлен переход на систему лицензирования, аналогичной лицензиям на вождение автомобиля, то есть сдаешь экзамены - и можешь приобретать оружие. Оказалось, что высвободившиеся материальные и людские ресурсы полиции могут быть гораздо эффективнее использованы по прямому назначению.

Швейцария. По сведениям Швейцарского объединения за свободное владение оружием (PRO TELL) в Швейцарии 27% граждан имеют в собственности огнестрельное оружие (в это количество не входит военное оружие). Дееспособные граждане имеют право на приобретение как гражданских, так и боевых образцов оружия. Поскольку армия Швейцарии строится по милиционному принципу, количество действующих армейских подразделений не значительно. Отслужив положенное время, граждане находятся в активном резерве. Табельное оружие (вплоть до пулеметов и гранатометов), у всех военнообязанных граждан, находящихся в резерве (а это все законопослушные, дееспособные граждане мужского пола) хранится по месту их жительства. Не менее чем один раз в год, работники местной прокуратуры производят проверку сохранности оружия, боеприпасов и снаряжения. По истечении сроков призыва (60 лет), граждане сдают табельное оружие на государственное хранение, либо, при желании гражданина, государственные предприятия производят замену некоторых деталей, с целью ликвидации автоматического режима ведения огня, и в таком виде оружие (только стрелковое) передается на пожизненное хранение гражданину.

Ежегодное, средне статистическое количество убийств, составляет порядка 11,7 случаев на 1 миллион жителей (с применением огнестрельного оружия - 4,6 случаев на 1 миллион жителей), случаев самоубийств 244 на 1 миллион жителей (количество самоубийств с использованием оружия, в общем, и легальным, в частности - не известно).

В случае необходимости, гражданин использует, для самозащиты, или поддержания общественного порядка ("там" ИМ это вменено в ОБЯЗАННОСТЬ) снайперскую винтовку с лазерным целеуказателем, пулемет или гранатомет, а уже потом пойдет звонить в полицию. В результате этого подхода, в Швейцарии один из самых низких в мире процент преступлений, совершаемых с применением оружия.

Франция. Современное французское законодательство по оружию основывается на Декрете - Законе, принятом 18 апреля 1939 года в условиях чрезвычайной спешки (в преддверии начала Второй мировой войны), Декретах от 12 мая 1973 года (см: France. Regime desmateries de guerre armes et munitions.\\ Revue general d'etudes de la police francaise, 1973, № 440. P. 1-28.) и 25 ноября 1983 года, а также соответствующих директивах Евросоюза, касающихся вопросов оборота оружия (№ 91 - 477 от 18 июня и № 93 - 15 от 5 апреля 1993 года). Все основные положения названных документов нашли свое отражение в последующих новациях в области законодательства об оружии.

Французское оружейное законодательство, до подписания Шангенского Соглашения, было весьма либеральным. Во всяком случае, все оружие, классифицированное как гражданское, в том числе и короткоствольное, находилось в заявительном (декларативном) режиме регистрации. Гладкоствольные охотничьи ружья (переломки), не регистрировались, их ношение было свободным. Наиболее крупные изменения в области оружейного права произошли в связи с принятием Парламентом 6 мая 1995 года Декрета № 95 - 589. Декрет внес существенные изменения, касающиеся получения разрешения на приобретение оружия и подачи деклараций. Ранее существовавший, на протяжении нескольких десятилетий заявительный порядок регистрации приобретенного оружия, для многих видов оружия, был упразднен. Были введены жесткие разрешительные нормы, предусматривающие необходимость получения обязательного предварительного разрешения на покупку оружия, особенно короткоствольного и нарезного длинноствольного полуавтоматического (самозарядного). Декрет запретил к гражданскому обороту все военное оружие и взрывчатое оружие. Было введено запрещение на ношение пистолетов и револьверов, без специального на то разрешения, а также военного холодного оружия (в том числе и оружия боевых искусств). Особым пунктом введен запрет на приобретение, передачу, сбыт, хранения, перевозку или ношение оружия лицами не достигших 21 года (совершеннолетия), включая газовое, пневматическое и так называемую близкую имитацию огнестрельного оружия.

Вместе с тем действующие правовые нормы, в отношении стрелкового оружия, не распространяются на охотничьи и спортивные организации, деятельность которых во Франции и так строго регламентирована, а их оружие и до этого находилось под контролем. Не затронули ограничения и профессиональные категории пользователей и владельцев: полицию, жандармерию, военных и т.д. При наличии на руках у граждан большего количества оружия (одних охотничьих ружей зарегистрировано более 2 миллионов единиц), которое хотя и не используется в криминальной сфере, тем не менее, законодатель посчитал необходимым введение жесткой регламентации оборота оружия.

Однако, даже французскими юристами, отмечается некоторая запутанность оружейного законодательства. Нормы Закона допускают различное их толкование, требуется определенная юридическая квалификация и навыки, для без ошибочного использования статей Декрета в повседневной практике. Огромным достижением французского Общества является наличие "Французской национальной ассоциации защиты стрелков и коллекционеров оружия (АНТАК - ANTAC), со штаб квартирой в городе Брольи (Ferrieres -Saint - Hilaire, 27270, Broglie), которая оказывает гражданам как техническую, так и юридическую помощь (не бесплатно конечно).

Несомненным достоинством Декрета является таблица категорий оружия и патронов, облегчающая его понимание. В частности, начиная с 5 категории (не самозарядное охотничье оружие, как гладкоствольное, так и нарезное) приобретение которого свободное, после выполнения не обременительных действий: предъявление документов удостоверяющих личность при покупке, последующее заполнение декларации, ношение оружия свободное. Однако ношение традиционного холодного оружия (6 категория) запрещено, требуется разрешение и на его перевозку. Приобретение пистолетов и револьверов возможно только по разрешению префектур, в основном для стрелков - спортсменов.

Контроль над оборотом оружия возложен на Генеральную Инспекцию Министерства обороны Франции, а порядок регистрации оружия (по категориям) и выдача соответствующих разрешений - на местные префектуры, комиссариаты полиции и бригады жандармерии.

Филиппины. Единого Закона об оружии нет. Контроль над оборотом оружия осуществляет специальный отдел Национальной полиции. Государственная политика в области контроля за оборотом огнестрельного оружия направлена на легализацию оружия, находящегося на руках у граждан в незаконном обороте, либо его добровольной сдаче на возмездной основе. Начиная с 1994 года было официально зарегистрировано ("амнистировано") 268 498 единиц огнестрельного оружия, а только в 1997 году было добровольно сдано 570 858 единиц огнестрельного оружия. В настоящее время на Филиппинах официально разрешены к обороту пять категорий огнестрельного оружия: пистолеты и револьверы (гражданский оборот ограничен); карабины и винтовки; крупнокалиберные карабины и дробовики для охоты (по разрешениям полиции); боевое и служебное оружие (гражданский оборот полностью запрещен). (См.: Материалы международного семинара по вопросам регулирования оборота огнестрельного оружия. Токио, 19-20 ноября, 1997 г. Доклад представителя Филиппин господина Серапио. С. 1-6.)

Эстония. Закон "Об оружии", принят в 1995 году. Однако, еще в 1992 году, тогдашний Министр внутренних дел Эстонии - Ланге Парек, фактически оправдывая выдачу разрешений на ношение пистолетов и револьверов начатую в 1991 году, заявила, что МВД Республики не в состоянии приставить полицейского к каждому дому или человеку. Правительством было принято решение о предоставлении гражданам возможности иметь огнестрельное оружие для самообороны. Однако, в отличие от Латвии и Литвы, в Эстонии существует общественная организация "Кайтселийту" (отряды самообороны, в чем-то аналогичные казачьим дружинам и таким же отрядам в национальных республиках Северного Кавказа) которая была создана на волне антисоветской истерии, еще до вывода советских (в последствии российских) войск. Организация отнюдь не является "не законной военизированной организацией", оружие, в том числе и автоматическое, члены организации взяли со складов армии и милиции, некоторая часть оружия была ввезена нелегально. Правительство смотрело на эти деяния "сквозь пальцы", надеясь на поддержку "Кайтселийту" (впрочем, оно ее получило).

Сейчас, Законом, законопослушным дееспособным гражданам (в том числе и русскоязычным) не имеющим криминального прошлого, не имеющих медицинских противопоказаний, достигших совершеннолетия разрешены, после прохождения курсов по безопасному обращению с оружием, с правом ношения, не автоматические (самозарядные) пистолеты и револьверы. Мода на тяжелые, мощные, многозарядные (следовательно, и дорогие) образцы закончилась довольно быстро, не в последнюю очередь и по экономическим причинам. Граждане осознали, что для самообороны (на дистанции 3 - 7 метров) вполне достаточно револьверов калибром не более 7,62 мм, надежно, относительно дешево (примерно 100 долларов) и эффективно. На 1,4 миллиона жителей республики приходится более 100 000 легальных единиц огнестрельного оружия. Преступные проявления с использованием огнестрельного оружия, сократились в разы. В настоящее время отмечаются единичные факты противоправного применения легального оружия, примерно один - два раза в год, но они не связаны с умышленными тяжкими и особо тяжкими преступлениями против личности.

Япония. Гражданам не разрешается иметь оружие "для незначительной цели"- коллекционирования или самообороны (См.: Keeping Japan free from guns. Pacific friend. April 1995. Vol. 22. № 12 P. 7-6.). По данным на 1997 год, в Японии официально зарегистрированною всего 47 единиц спортивных пистолетов, 37 518 единиц спортивного и охотничьего нарезного огнестрельного оружия и 365 040 единиц гладкоствольных охотничьих ружей. (См.: Материалы международного семинара по вопросам регулирования оборота огнестрельного оружия. Токио, 19-20 ноября, 1997 г. Доклад представителя Японии, господина Й. Секигучи).

(Примечание.

Составлено по материалам открытой печати, использованы также материалы информационной Службы Ассоциации оружиеведов "Арсеналъ")

Эксперт Комитета ГД ФС РФ

По безопасности

В.П. Полозов

Просмотров: 2073 | Добавил: Constantin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]