Приветствую Вас Гость | Группа "Гости" | RSS

Количество дней с момента регистрации: . 


Пятница, 20.09.2019, 17:36
Главная » 2013 » Октябрь » 26 » Огонь, вода и медные трубы...
14:09
Огонь, вода и медные трубы...

«Огонь, вода и… медные трубы» — полнометражный цветной художественный фильм-сказка, поставленный на Центральной Киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького в 1967 году режиссёром Александром Роу.
Фильм вышел на экраны 29 декабря 1968 года.
Есть такая поговорка: «пройти огонь, воду и медные трубы». Это означает — пройти жизненные испытания, набраться ума-разума, повидать в жизни всякое, закалить свою волю.
Герой фильма Вася как-то отправился в лес, уголь жечь. И там, на полянке, ему повстречалась Аленушка, которая пасла свою козочку Белочку. Молодые люди влюбились друг в друга с первого взгляда. Но слуги Кащея Бессмертного похитили девушку прямо на глазах у Васи.
В поисках возлюбленной Вася в буквальном смысле проходит сквозь огонь и воду. Но труднее всего устоять перед медными трубами, перед сверкающим сиянием славы…
Наталья Седых — Алёнушка
Алексей Катышев — Вася
Георгий Милляр — Кащей, Баба-Яга, Пожарный
Вера Алтайская — дочка Бабы Яги
Оборотни — слуги Кащея:
Лев Потёмкин — Чернобородый
Александр Хвыля — Плешивый
Анатолий Кубацкий — Рыжий
Леонид Харитонов — Федул VI
Муза Крепкогорская — Софьюшка
Алексей Смирнов — Главный пожарный
Павел Павленко — Водяной царь
Аркадий Цинман — Советник
Зоя Василькова — Советница
Михаил Пуговкин — Царь
Лидия Королёва — Царица
Инга Будкевич — Царевна
В 1980-е годы в СССР фильм выпускался на лицензионных VHS изданием «Видеопрограмма Госкино СССР». В начале 1990-х годов в СССР и России выпущен кинообъединением «Крупный план». В 1990-е годы выпускался также на VHS студией «PRO Video», а в 2000 году — изданиямм «Мастер Тэйп» и «Дом Видео». Все лицензионные VHS производились со звуком Hi-Fi Stereo, и в системе PAL.
С 2002 года выпускался на DVD изданием «Союз Видео» со звуками Dolby Digital 2.0 и 5.1, без субтитров, с дополнением фильмографии, фотогалереи и «До и после реставрации». С 2004 года выпускался на коллекционных DVD. Выпускался в системе PAL.
_____________________________________
Прежде всего — любовь к сказке. Все они любили искусство условное, которое соединяло яркую фантазию, причудливый вымысел, веселую игру с правдой жизни. Во всех многочисленных ведьмах, кащеях, ягах и прочих страшилищах фильмов Роу никогда не было ничего мистического. Вспомним хотя бы роли Кащея, которые всегда исполнял Г. Милляр. В «Кащее Бессмертном», где этот образ был трактован без грана юмора, Кащей воспринимался как конкретный носитель зла, напоминающий при всей своей сказочной внешности рыцаря-завоевателя. А в фильме «Огонь, вода и медные трубы» он был весьма очеловеченным неудачливым женихом.
Нигде и никогда мы не найдем в фильмах Роу стремления к мистике, к эдакой «потусторонности», а потому и необъяснимости поведения того или иного фантастического героя. При всей условности жанра Киносказки Роу требовал от актеров выявления конкретного, определенного характера. Вот и получалось, что Баба Яга, например, выглядела то злой, страдающей от радикулита старухой, то слепой в своей любви к дочери матерью. Словом, для Роу было важно, чтобы любой поступок любого героя определялся свойствами его натуры или обстоятельствами действия. Актеры, снимавшиеся у Роу, как правило, весело, с полной отдачей, с темпераментом «играли» в сказку. Актеры и режиссер хорошо понимали друг друга, радостно сочиняя своих героев.
Не случайно свободно и покойно на съемках у Роу чувствовали себя актеры, склонные к импровизации, легко входящие в любую атмосферу, легко общающиеся с партнерами, обладавшие богатой фантазией. Избыток выдумки порой приводил и к некоторым излишествам исполнения. Вспомним хотя бы разбойников из фильма «Морозко». Актеры порой словно забывались в своем увлечении и просто-напросто «пережимали». Но при этом они всегда заражали детского зрителя своей увлеченностью.
Условность — это чаще всего преувеличение. В сказках— это не только преувеличение зла, но в равной степени преувеличение прекрасного. Если уж красота — так до предела, если косы у героини, так до самых пят, если уж должен быть хорош наряд героя, так он блестит всеми цветами радуги, как у Деда Мороза в «Морозке».
Актеров, играющих в фильмах Роу, привлекала в режиссере его уверенность в своей творческой позиции, знание того, что нужно делать для успеха киносказки. Их подкупала его веселая убежденность, и они охотно подчинялись ему, шли ему навстречу, чувствуя себя полноправными участниками создания яркого, красочного игрового зрелища. Пожалуй, немногие режиссеры могут похвастаться постоянством актерского коллектива. Роу это мог сделать с полным правом.
Итак, новая работа со старыми творческими друзьями— фильм «Огонь, вода и медные трубы». Принцип построения сценария, его композиция — все здесь было иное, не похожее не только на «Морозко», но и на другие работы Роу.
Главное, что отличает фильм «Огонь, вода и медные трубы»,— это современность звучания многочисленных сказочных мотивов, многопланность композиции, большое количество сюжетных линий и многочисленность главных героев. Может быть, этому фильму не хватает обаятельной простоты сюжета, которая покоряла в прежних работах Роу. Зато он привлекает искрящимся юмором, остроумными гротесковыми сценами, неуемным режиссерским темпераментом, который здесь, как говорится, бьет через край.
Мастерски сделанные чудеса, подводное царство со смешным и жалким царем (артист П. Павленко) и красавицами утопленницами, да и вся сцена свадьбы Ка-щея, на которую съехались сельские ведьмы,— все это сделано в фильме оригинально и смешно.
А чего стоит просто концертный комедийный номер с пожарной командой, приехавшей к концу пожара...
Словом, остроумного в фильме много, руководит Роу всем своим «чудесным» хозяйством превосходно, и радости любителям сказок, поклонникам его таланта он доставил много. Пресса высоко оценила фильм.
Он начинается поэтической заставкой: на экране — Аленушка с козочкой Белочкой спасается от волка. Есть здесь и традиционная сказительница, а перед встречей Аленушки с героем фильма Васей вставлен большой фантастический эпизод с птицами. Вася дирижирует пением птиц. Но вот они испугались ворона — прячутся в траву, в горшочек, валяющийся в кустах, в шалаш, затем снова по команде Васи вылетают. И все это исполнено поэтично и полно безыскусной красоты. Здесь все тот же излюбленный мотив Роу — близость, единство положительных героев и природы.
Зато последующие сцены несколько отличаются от того, к чему мы привыкли в прежних работах Роу. Многие черты, которые раньше лишь намечались в творчестве режиссера, здесь выражены более отчетливо.
Прежде всего — это тяготение к массовым сценам, построенным весьма своеобразно. Свадьба Кащея, например, строится как эпизод в сугубо «реалистическом» фильме. Гости всех мастей и рангов, с подарками и без них, ведьмочки на выданье и старые ведьмы, именитое дворянство (Плешиков, Ушиков, Усиков) и посол от самого Змея Горыныча — каждый имеет, так сказать, свою родословную, свое место в иерархической лестнице. Не счесть и слуг. Композиция сцены сложная, многоплановая; Баба Яга все порывается плясать на свадьбе дочери, сельские ведьмы переглядываются да шушукаются, невеста кокетничает с женихом, а кончается все скандалом: съел Кащей подаренное яблоко — и, помолодев, прогнал престарелую невесту.
Эпизод построен драматургически четко. После кульминации — отказа Кащея от невесты — Баба Яга угрожает ему: «Ты нас еще попомнишь, Кащей предсмертный». Так снова заводится драматургическая пружина.
Правда, по мере развертывания действия долго не ясно, какое это имеет отношение к главным героям фильма — Аленушке и Васе. Но вот Аленушку крадут и привозят к Кащею. Девушка не покоряется, и он ее запирает в башню...
Эпизод пожара во дворце Федула VI, когда Вася спасает царевну, прекрасно, остроумно поставлен, но напоминает скорее самостоятельную новеллу, чем звено в развитии основного действия. Эпизод этот по метражу занимает целую часть, а на основную сюжетную линию — историю Васи и Аленушки — «играет» лишь его концовка: за отказ от женитьбы на царевне Васю бросают на дно морское.
Таким образом, Вася проходит «через огонь», не изменив своей Аленушке.
Сцены в подводном царстве, где Вася должен пройти «через воду»,— подлинный вихрь фантазии.
Самое характерное, что весь этот эпизод, который по своему содержанию мог бы быть решен с оттенком грусти, построен в комедийном плане. Девушки-утопленницы, попавшие на дно морское в плен к морскому царю, приводят Васю к Водяному, страдающему сплином. Тоска зеленая поедом ест царя: все ему давным-давно известно,, знакомо, скучно, девушки поют одну и ту же «Калинку», танцуют одинаково — то слева направо, то справа налево, и т. д. А Васе удается развлечь царя, рассказывая ему истории «о майоре Пронине», и так его заинтересовывает, что за продолжение рассказа тот соглашается освободить и пленниц и Васю (его сажают в красивую раковину и по команде царя: «Старт!» — отпускают).
Даже по сравнению со сценарием в этом фильме приемов, «осовременивающих» содержание, больше, чем в прежних работах Роу. Здесь мы находим уже не отдельные выражения, взятые из нашей жизни, а включение в повествование целых сюжетных мотивов, например сцены, пародирующей увлечение наших современников детективной литературой.
Пресса одобрительно отзывалась о развитии в творчестве Роу этих тенденций. Роу высмеивает такие пороки, которые живы и по сей день: лживость, лицемерие, угодничество, тупоумие. Подвергается сатирическому «обстрелу» демагогия, заносчивость, подражание заграничной моде. «Испытание качеств, которыми определяется человек,— такова главная мысль картины...» — отмечалось в одной из рецензий на фильм.
Интересны эпизоды, в которых Вася проходит испытание «медными трубами», то есть когда он попадает из подводного царства в царство лести.
Известно, что в русских сказках не раз высмеивалась лесть. Вспомним традиционный образ лисы.
Для Роу эпизод в царстве лести не неожидан — он подготовлен многими острыми репликами, которые появлялись в его фильмах уже не раз.
За возвращение на землю девушек — жертв морского царя, Васю уже величают «сильнейшим, мудрейшим, красивейшим, скромнейшим», надевают лавровый венок, девушки поют ему славу. Царь и царица предлагают ему в жены свою юную дочь. У Васи от похвал и почета кружится голова.
И вот он уже за свадебным столом, уже кричат ему и невесте «горько!», он, кажется, совсем забыл свою Аленушку.
Герой недалек от того, чтобы не пройти через «медные трубы»: трудно оказалось ему выдержать испытание лестью; здесь он уже не смог обойтись лишь своим умом и своими богатырскими силами, как это было раньше в других испытаниях.
Но в сказке все, конечно же, должно кончиться благополучно. Умница козочка спасает Васю от ошибки, напомнив об Аленушке...
Роу в последние годы особенно часто задумывался над тем, как приблизить сказку к современности. Опыт постановки «Королевства кривых зеркал» и «Новых похождений Кота в сапогах» принес ему творческое удовлетворение. Но, оставаясь верным русской народной сказке, он искал «перекличек» современности и фольклора.
Выражая свои мысли в форме киносказки, Роу обращался к современникам, призывая их к скромности и верности, высмеивая лесть и подхалимство. Он пытался учить юного зрителя не только простейшим понятиям морали, добру в его прямом, любому ребенку ясном смысле, но обратился к явлениям более сложным.
Фильм был поставлен Роу, как говорится, фортиссимо.
Роу стремился быть предельно ярким в каждой сцене, в каждом эпизоде. В фильме оказалось слишком много «шума и треска». Актеры, исполняющие роли, не жалели ни сил, ни красок. И излишества темперамента дали себя знать. В хорошо задуманных эпизодах порою отсутствовало изящество исполнения.
Но надо сказать, что эти слабости фильма в некоторой степени покрывались оригинальностью режиссерской выдумки, искусно выполненных трюков. Словом, фильм все равно оставался интересным.
Просмотров: 710 | Добавил: Constantin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]