Приветствую Вас Гость | Группа "Гости" | RSS

Количество дней с момента регистрации: . 


Пятница, 22.11.2019, 23:22
Главная » 2012 » Август » 7 » Олимпиада — всемирные спортивные войны
19:38
Олимпиада — всемирные спортивные войны
Что получится, если провести войну без убийств и насилия? В 776 г. до н. э. древние греки поставили такой эксперимент и изобрели... Олимпийские игры. «Спорт – это выражение ненависти друг к другу... Это последняя возможность, которую наша цивилизация предоставляет двум людям для физической агрессии. Спорт – наиболее близкая к войне область человеческой деятельности», – так оценил одно из самых отличительных явлений современности бывший президент США Рональд Рейган. Парадоксально, но наиболее ярким проявлением человеконенавистнической сущности спорта стали Олимпийские игры, призванные изначально служить идеалам объединения и умиротворения. Именно в Олимпиадах, как в зеркале, отразилась вся порочность современной цивилизации. То, что скрывается за изысканными речами политиков и дипломатов, предстает в грозном образе стальных мускулов на спортивной арене. Олимпийское движение во второй половине ХХ века превратилось в настоящие Всемирные Спортивные Войны. Можно было бы объяснить такой феномен пагубным влиянием «холодной войны», но ничего не изменилось с тех пор. Даже на фоне современных процессов глобализации спорт по-прежнему культивирует национализм и часто является единственным средством свести старые счеты с «заклятым соседом». Таким ли видел свое детище инициатор возрождения Олимпиад Древней Греции барон Пьер де Кубертен? Или состязания античности были отражением войны всегда и, возрожденные, они нашли свой естественный путь развития? Ведь спортивная лихорадка охватила уже всю планету. Ее не могут остановить ни религиозные, ни культурные барьеры. Что заставляет миллиарды людей неистовствовать на стадионах или, позабыв обо всем на свете, застывать у экранов телевизоров? Олимпия в Элиде — царство мифов и бизнеса Всем народам и во все времена было свойственно восхищаться силой, ловкостью и быстротой лучших своих соплеменников. Однако только в античной Греции человеческое тело и красота были возведены в культ. По мнению древних греков, человек, обладающий совершенными физическими способностями и атлетической фигурой, был близок к богам. Силу, храбрость и ловкость можно было продемонстрировать и на поле битвы. Но война накладывала печать прагматизма на поединки лучших мужей Эллады: приемы убийства у античных героев не отличались особой эстетикой. Показать в полной мере совершенство своего тела и атлетические способности перед лицом врага было невозможно – неосторожная демонстрация могла завершиться весьма плачевно. Поэтому для состязаний, высшей целью которых было «стать, как боги», больше подходила атмосфера религиозного праздника.Легендарная Олимпия, была отнюдь не единым местом, где состязались лучшие мужи Эллады. Известными были и Коринфские игры. Но такого признания, как Олимпиады, они не снискали. Причиной тому была последовательная политика маленького древнегреческого царства Элиды, направленная на всеобщую популяризацию своих празднеств в долине реки Алфей. Для привлечения публики были вложены немалые деньги в обустройство храмов; созданы красивые легенды о том, что именно в Олимпии Зевс низвергнул своего отца Кроноса и стал властелином богов и людей. А учредителем атлетических состязаний в честь победы Зевса-громовержца будто бы был сам Геракл, одержавший здесь свою победу над Авгием. Дистанция в 600 ступней Геракла – 192 метра 27 сантиметров — стала первой олимпийской дорожкой. Бег на эту дистанцию – «дромос», или «стадион», и стал единственным видом состязаний на первой Олимпиаде в 776 г. до н. э. С тех пор Игры стали проводиться через каждые 4 года. Потраченные средства окупились сторицей. Элида стала своеобразной Швейцарией эллинского мира – на нее никто не нападал, а каждые 4 года на Олимпиаду стекались люди и деньги со всего Средиземноморья. Мифическая предыстория наложила свой отпечаток на атмосферу самого праздника. Хотя Игры проходили в духе всеобщего примирения, место битвы богов и поединка героев не способствовало культивированию мирных ритуалов. Древнегреческая Олимпиада соединяла воедино соревнования с военной подготовкой, а религию — с политикой. Каждый уважающий себя греческий полис желал быть осененным лучами славы «своего олимпийца». Ведь победители приравнивались к божествам, и чествование олимпийского чемпиона на родине было подобно встрече полководца победоносной армии. «Живой бог» въезжал в город на запряженной четверкой белых лошадей колеснице. Порой в крепостной стене пробивали брешь, чтобы победитель смог въехать в город не склонив головы. Благодарные жители усыпали дорогу цветами, а на главной площади лучшие поэты и ораторы провозглашали гимны и оды. В храме бога-покровителя города «олимпиец» возлагал на алтарь свой лавровый венок. В честь выдающегося земляка полис выпускал монеты с его портретом, а сам он освобождался от всех налогов. Герою дарили множество подарков, денег и рабов… Атлеты античности: милитаристы, расисты, философы, профессионалы Олимпийские игры, чем далее, тем все более, носили военизированный характер. Атлеты соединяли приятное с полезным: не только выигрывали во славу Зевса и родного полиса, но и готовили свое тело к настоящим сражениям. Так, обыкновенный бег был одним из основных боевых тактических приемов того времени. Бегство от противника греки не считали чем-то позорным. Встретившись с более сильным соперником, не один античный герой «Илиады» и «Одиссеи» предпочитал спасаться таким нехитрым способом. Остальные виды состязаний также несли в себе элементы военной подготовки: метание копья, молота, диска… Если на I Олимпиаде в 776 г. до н. э. единственным видом состязаний был бег, то уже на 23-й Олимпиаде были проведены соревнования по кулачному бою. А в программу 33-х Игр впервые был включен «панкратион» – наиболее зрелищное и жестокое древнее единоборство, являвшееся смесью борьбы и кулачного боя. Схватки в этом виде всегда были кровавыми и часто заканчивались смертью атлета. Именно «панкратион» пользовался сумасшедшей популярностью у зрителей. Наивысшим олимпийским достижением считалась двойная победа в один день: вначале в борьбе, а затем – в «панкратионе». Такой герой носил титул наследника самого Геракла. На 65-х Олимпийских играх появился уже самый настоящий военный вид спорта – «гоплитена» – бег с оружием в руках. По обычаю, на Олимпиадах атлеты выступали обнаженными, но участники «гоплитены» облачались в настоящие боевые доспехи фалангистов-гоплитов, включавшие шлем и поножи, в руках – тяжелое копье и щит. Излюбленным зрелищем были и гонки на «квадригах» – колесницах с четверками лошадей, развивавших невероятные скорости и нередко заканчивавшихся ужасными завалами и смертью наездников. Также по более облегченным правилам проводились состязания среди детей. На 145-й Олимпиаде появляется даже детский «панкратион». В принципе, принять участие в Олимпиаде мог каждый, но «не быть ни рабом, ни варваром». То есть на соревнованиях Древней Греции процветали откровенный расизм и классовое неравенство. Кроме того, это были состязания настоящих профессионалов. Во-первых, все участники должны были представить доказательства того, что они в течение последних десяти месяцев перед Играми готовились к состязаниям (исключением были лишь победители предыдущих Олимпиад). Во-вторых, каждый атлет должен был за месяц до начала Игр прибыть в Олимпию и пройти испытания в атлетической школе-гимнасии. Причем все расходы оплачивал он сам. Парадоксально, но самые зрелищные и жестокие олимпийские дисциплины были любимы не только в зрительской среде. Выдающиеся люди античности – философы и математики славились в Древней Греции не только остротой ума, но и своими победами в самых опасных олимпийских видах. Пифагор был чемпионом по кулачному бою, Платон побеждал на Олимпиадах в борьбе, а Гиппократ был одним из лучших наездников своего времени и также выступал в борьбе. Закат языческих идеалов Олимпиады были настолько популярны, что античный мир вел по ним летоисчисление. Эллинам казалось, что четырехлетние олимпийские циклы незыблемы и будут существовать всегда. Но на греческую землю ступила железная пята римского легионера – и богатая Олимпия была безжалостно разграблена консулом Суллой в 86 г. до н. э. «Олимпийские боги», победители «гоплитены» ничего не сумели противопоставить римскому военному искусству. Суровые завоеватели с презрением взирали на чудачества побежденных, достигших вершин физической подготовки, но так и не сумевших применить ее в деле. С упадком греческого военного дела в упадок приходят и Олимпийские игры. С приходом на греческую землю римских легионов Олимпиады приобретают новый облик. Завоеватели с Запада внесли в состязания атлетов элементы уже чистого шоу: гладиаторские бои и схватки с животными. Если греческие цари не считали необходимым присутствовать на Играх, ссылаясь на государственные дела, то такие римские императоры, как Нерон, не упускали возможности продемонстрировать свою особу толпе и даже сами участвовали в состязаниях. Но распространение олимпийских идеалов в античном мире не везде встречало одобрение. Эллинизация Иудеи сирийским царем Антиохом IV Эпифаном началась с постройки в Иерусалиме гимнасии для атлетических занятий. Вскоре возле самых стен Иерусалимского храма можно было увидеть обнаженных бегунов, борцов и метателей дисков, готовившихся к играм, посвященным Зевсу-громовержцу. Ревнители Закона Моисея не могли спокойно созерцать такое кощунство над верой. Восстание Маккавеев положило конец эллинизму и распространению Олимпийского движения в Иудее. А затем на Святую землю пришло время Нового Завета. Введение в Римской империи христианства положило конец языческим праздникам. Император Феодосий I в 394 году запретил игры в честь Зевса-громовержца. На следующий год в Олимпию вторглись готы Алариха, и некогда цветущий край окончательно пришел в запустение. С воцарением темных веков христианства культ красоты атлетического тела уступает концепции величия духа… Георгий Попов
Просмотров: 666 | Добавил: владимир | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]