Анатолий Чубайс – выпускник Ленинградского инженерно-экономического института, член КПСС с 1980 года. В 1982 году защитил диссертацию на тему «Исследование и разработка методов планирования совершенствования управления в отраслевых научно-технических организациях».
В середине 1980-х был лидером неформального кружка демократически настроенных экономистов Ленинграда, среди которых был, в частности, будущий вице-премьер Алексей Кудрин.
Сразу после путча в августе 1991-го из КПСС вышел и уже в ноябре был назначен председателем Госкомитета РФ по управлению государственным имуществом в ранге министра. Возглавить приватизационное ведомство Чубайсу предложил Егор Гайдар.
Позже Чубайс создал при комитете «Отдел технической помощи и экспертизы», в котором работали американские экономисты-советники.
Приватизация стартовала в июне 1992 года. Приватизационные чеки (ваучеры) первоначально предполагалось сделать именными, но в итоге они были выпущены «на предъявителя», что позволило перекупщикам провести скупку ваучеров у населения по заниженной цене.
Ваучер можно было продать на черном рынке, вложить в чековый фонд или обменять на акции предприятий. Стать собственником граждане могли двумя способами: либо обменять свой ваучер на акции предприятия, где работали, либо купить бумаги чужой компании на Всероссийском специализированном чековом аукционе.
К концу 1993 года - середине 1994 года чековая приватизация была закончена, и до 70% бывшей государственной собственности оказались в частных руках.
Широко известно обещание Чубайса, что впоследствии один ваучер будет равен по стоимости двум автомобилям «Волга». Позднее в обществе это обещание стало восприниматься как обман.
В своей книге «Приватизация по-российски» Чубайс писал, что для инициаторов приватизации в тот момент было важным пропагандистское обеспечение: «надо было не только придумать эффективные схемы, написать хорошие нормативные документы, но и убедить Думу в необходимости принятия этих документов, а главное - убедить 150 миллионов человек населения встать со своего места, выйти из квартиры, получить ваучер, а потом ещё и осмысленно вложить его! Конечно, пропагандистская составляющая была фантастически важна».
В ноябре 2004 года в интервью «The Financial Times» Чубайс сказал, что приватизация в России была проведена исключительно с целью борьбы за власть против «коммунистических руководителей»: «Нам нужно было от них избавляться, а у нас не было на это времени. Счёт шёл не на месяцы, а на дни».
Чубайс также считает правильным проведение залоговых аукционов, когда, как пишет газета, «самые ценные и крупные российские активы были переданы группе магнатов в обмен на займы и поддержку тяжело больного тогда Ельцина на выборах 1996 года».
По мнению Чубайса, передача олигархам контроля над предприятиями с сотнями тысяч рабочих помогла им приобрести административный ресурс, который предотвратил победу оппозиционной компартии на президентских выборах 1996 года: «Если бы мы не провели залоговую приватизацию, то коммунисты выиграли бы выборы в 1996 году».
В том же интервью The Financial Times Чубайс назвал залоговую приватизацию «сделкой, достойной Фауста» и признал, что ее последствия преследуют Россию по сей день. Он отмечал, что в России большинство людей не хотят слышать о положительных моментах приватизации «потому что чувство несправедливости приватизации укрепилось на подсознательном уровне».
|