Приветствую Вас Гость | Группа "Гости" | RSS

Количество дней с момента регистрации: . 


Пятница, 22.11.2019, 21:00
Главная » 2014 » Апрель » 12 » Per aspera ad astra - Через тернии к звёздам
18:52
Per aspera ad astra - Через тернии к звёздам




Per aspera ad astra (лат. «через тернии к звёздам»; также используется вариант ad astra per aspera, «к звёздам через тернии») — известное изречение. Его авторство приписывается Луцию Аннею Сенеке, древнеримскому философу, поэту и государственному деятелю. Также встречаются отсылки к Гесиоду.
Эти две фразы используются различными организациями как лейтмотив, а также как девиз Сибирского государственного аэрокосмического университета им. М. Ф. Решетнёва, Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко и т. д.
Астров — русская семинаристская фамилия, связанная с этим выражением, поощряющая учёбу.
Вариант фразы Ad Astra Per Aspera, является лейтмотивом Земной штаб-квартиры «Звёздного флота», который является Межпланетарным дипломатическим органом из сериала «Звёздный путь». В этом варианте фраза также была написана на баннере фанатов ХК Спартак в матче с хоккейным клубом СКА.
Фраза фигурирует в романе Харпер Ли "Убить пересмешника".
Эта фраза написана на полу 1-го корпуса Херсонского национального технического университета и на флаге юридического факультета ЗабГГПУ.
Также, фраза «Per aspera ad astra» использовалась в логотипе сигарет Pall Mall до его модернизации. Сейчас, в упрощённом варианте этого логотипа, фраза отсутствует.
Ad Astra Per Aspera является девизом корабля «Нормандия» из серии Mass Effect
Через тернии к звёздам — название последней главы в Mafia II.
Фраза являлась девизом герцога Фридриха Франца II, указывалась на аверсе награды Орден Вендской Короны.
Per Aspera Ad Astra также является девизом Кировского физико-математичечкого лицея, что можно увидеть и на его гербе.
является девизом ФК "Воткинск", который выступает в чемпионате Удмуртской Республики по футболу.
___________________________
«Через тернии к звёздам» — широкоформатный научно-фантастический двухсерийный фильм режиссёра Ричарда Викторова по сценарию Кира Булычёва.
XXIII век. Патрульный звездолёт дальней разведки «Пушкин» обнаруживает в космосе погибший корабль неизвестного происхождения, на нём — трупы гуманоидных существ, выведенных искусственно путём клонирования. Один из клонов, девушка лет 18 по земным меркам, оказывается живой благодаря скафандру, в котором она, очевидно, находилась в момент гибели корабля. На карантинной околоземной станции Комиссия по контактам решает дальнейшую судьбу инопланетянки. Ученый-экзобиолог Надежда Иванова настаивает на изоляции и всестороннем исследовании клона в институте космической генетики, так как неизвестна цель выведения инопланетных гуманоидов ин витро. Однако комиссия принимает сторону специалиста по контактам с инопланетным разумом Сергея Лебедева, предлагающего под свою ответственность поселить инопланетянку в своём доме, поскольку он уверен, что общение с человеческой семьёй продуктивнее для установления контакта. Надежде Ивановой поручен биоконтроль над существом.
Девушка живёт в доме Лебедева, осваивается в его семье, состоящей из пожилых родителей Сергея (отец — океанолог, мать — профессор медицины, акушер) и его сына Степана — курсанта космического института. Вскоре благодаря усилиям Сергея устанавливается долгожданный контакт, — Нийя (так называет себя девушка) начинает общаться с окружающими. В результате этого общения обнаруживаются некоторые сверхчеловеческие способности инопланетянки, такие как, мгновенная реакция, телекинез, телепортация. Необыкновенные способности, нечеловеческая сила и выносливость проявляются независимо от неё в экстренных ситуациях. При этом просматриваются явные признаки амнезии, — Нийя почти ничего не может рассказать о себе. Лишь иногда в мозгу девушки всплывают отдельные эпизоды прошлого: отец-профессор, сёстры и братья-клоны в лаборатории, кислотные дожди, отравленные почва и вода. Раз за разом воспоминания из прошлого накладываются на благополучное земное настоящее Нийи, влияя на её поступки. Между тем Надежда обнаруживает в мозгу Нийи искусственно внедрённый «центр послушания», воздействуя на который определённым излучением, можно полностью управлять ею.
Нийе нравится земная жизнь и земляне, но её не покидает мысль, что она создана для некой важной миссии и должна её исполнить. Вскоре случайность помогает разрешить её терзания. По телевидению показывают репортаж о визите посланников с планеты Десса. Они прилетели, чтобы просить у землян помощи: на Дессе растрачены все природные ресурсы и уничтожена биосфера, у населения нет воды и воздуха, люди находятся под угрозой скорой гибели. Увидев одного из посланников, Ракана, Нийя узнаёт его и вспоминает, что её родная планета — Десса. Девушка принимает решение: вернуться на родную планету.
Нийя проникает на корабль «Астра», посланный с ассенизаторской миссией на Дессу. В составе экипажа есть её знакомые: Надежда Иванова, которая входит в число специалистов, отправленных на Дессу, и практикант Степан Лебедев, опоздавший на свой корабль дальней разведки и переведённый на «Астру». На этом же корабле возвращаются домой Ракан и его коллега Торки. На пути к Дессе «Астра» встречает мёртвую «Гайю» — корабль, в котором год назад нашли Нийю. Ракан и Торки узнают в нём корабль видного учёного с Дессы, профессора Глана. Рискуя жизнью, Нийя телепортируется на Гайю и отключает «зов Глана» — установку по контролю и слежению за клонами. От неминуемой гибели её спасает Степан.
Посланники, наконец, открывают землянам тайну мёртвого корабля-лаборатории, профессора Глана и прошлого Нийи. Глан очень хотел спасти Дессу от экологической катастрофы, но уже не веря, что это под силу жителям планеты, создал искусственных людей, наделив их сверхспособностями, чтобы они силой остановили гибель Дессы. Не понятый соотечественниками, Глан вынужден был бежать с Дессы на последнем космическом аппарате-лаборатории, рассчитывая вернуться, когда его друзья придут к власти и дадут сигнал к возвращению. Однако сигнал так и не поступил. Когда на корабле подошли к концу запасы продуктов и топлива, Глан принял решение возвращаться, но возвращения не случилось — судя по предварительным анализам землян, «Гайя» была взорвана.
Оказавшись на Дессе, земляне начинают операцию по очистке планеты. Но им противодействует местный олигарх Туранчокс, боящийся потерять прибыль от продажи противогазов, масок, воздуха, воды, продуктов питания, а с ними и реальной власти и могущества. Люди Туранчокса во главе с Торки подбрасывают в последний действующий источник воды агрессивный химический реагент и обвиняют землян в порче воды, разжигая недовольство населения. Однако земляне спасают источник, а затем успешно проводят первый этап ассенизации, конденсируя смертельную атмосферу Дессы плазменными разрядами, при этом на короткое время демонстрируя дессианам голубое небо и настоящий чистый дождь. Туранчокс решается на крайние меры. Используя единственный оставшийся центр управления клонами, он решает взорвать «Астру», используя Нийю. Ракан понимает, что Туранчокс, поместивший свою штаб-квартиру в бывшем институте Глана, добрался до центра управления клонами. Колебавшийся ранее, фактически предавший Глана из-за боязни навредить карьере, сейчас Ракан готов отдать жизнь ради спасения Дессы. Кроме того, Ракан озабочен судьбой Нийи, он был донором биоматериала для клонов Глана, Нийя биологически является его дочерью.
При встрече с Туранчоксом Ракан просит его не мешать землянам, но не находит сочувствия. Туранчокс показывает Ракану центр управления и вызывает Нийю, чтобы та пронесла на «Астру» мощную бомбу-браслет. Ракан пытается помешать этому, но один из слуг Туранчокса смертельно ранит его. Умирающий Ракан решает погубить Туранчокса и из последних сил выпускает из секретной лаборатории института последнее детище Глана — биомассу (материал для будущих поколений населения Дессы). Биомасса крайне агрессивна и мгновенно распространяется, пожирая органику.
В это время Нийя идёт на «Астру», повинуясь командам Туранчокса. Надежда останавливает её, но Торки, идущий за Нийей по пятам, стреляет в Надежду. Увидев её гибель, Нийя преодолевает «зов Глана» и выбрасывает бомбу. Биомасса быстро заполняет институт Глана, в недрах которого погибают Ракан и Туранчокс, и вырывается наружу. Это гибельно для всей планеты, поэтому земляне решают уничтожить её излучением с «Астры».
В финале экипаж «Астры», выполнив свою задачу по предварительной очистке Дессы, готовится к возвращению домой. Прощаясь с Нийей на поле с посадками молодой зелени, Степан просит её вернуться с ним на Землю, но Нийя отказывается. Она теперь точно знает своё предназначение — налаживание нормальной жизни на своей родной планете.
_____________________________
В 2001 году сыном режиссёра Николаем Викторовым была выпущена переработанная версия фильма. Проведена цифровая обработка изображения, восстановление цвета, переработаны некоторые спецэффекты, записана полностью новая звуковая дорожка в формате Dolby Digital. Продолжительность фильма приведена в соответствие со стандартами современного кинопроката, в результате он сокращён на 20 минут. По утверждениям авторов, в переработанной версии сокращены растянутые эпизоды, снижавшие динамику фильма, и выброшены эпизоды, нёсшие в себе советскую идеологическую окраску. В новой версии фильма добавлены, в частности, кадры парящих в облаках над космопортом звездолётов (посадочная площадка в точности копирует знаменитую «рюмку» аэропорта Шереметьево-1), кадры висящего в космическом пространстве корабля с Дессы «Гайя».
Кир Булычёв писал: «Когда фильм снимался, у Ричарда возникла мысль, вместо слово „конец“ написать „Все кадры мёртвой планеты Десса сняты на Земле сегодня“. Жаль, что в Госкино испугались, и картина завершается как принято». Только в новой версии фильма в финальных титрах мы можем увидеть фразу: «Все кадры гибнущей планеты Десса сняты на планете Земля».
Сокращению подвергался практически весь фильм, особенно «пострадала» первая серия. Заметно сокращены следующие сцены:
«Нийя — искусственный человек (1 серия)
Совещание комиссии по контактам на карантинной околоземной станции, на котором определялась дальнейшая судьба Нийи (00:06:30).
Упоминания Петра Петровича о земном адепте клонирования Загорском (00:07:58; 00:20:57)
В доме Лебедевых во время трансляции по телевидению комиссии по контактам Нийя чихает (00:08:04)
Эпизод с бранзулитом, который Сергей привез Степану с планеты Сеник (00:13:53).
Разговор Марии Павловны с роботом Глашей о Нийе (00:21:01).
Сцена установления контакта с Нийей в кабинете Сергея (00:21:20)
Быстрые кувырки Нийи по траве и недовольство Глаши беспорядком в доме: «Если бы я видела, я бы этого безобразия не допустила!» (00:22:54; 00:24:12)
Эпизод на пляже о моральных нормах землян (00:36:45)
Часть разговора между Сергеем и Надеждой о «центре послушания» (00:37:34)
Диалог Степана и экзобиолога Климова о значении работы экипажа «Астры» (00:59:25)
«Ангелы космоса» (2 серия)
Визит Бармалея и Степана в лабораторию к Нийе после того, как она приходит в сознание (00:02:10)
Доклад Ивановой и Климова об исследовании Дессы Дрейеру с видеорядом общих планов пустующих коридоров «Астры» (00:22:54)
Финальная часть совещания землян перед проведением первой фазы очистки (тоннельная абсорбция) (00:30:05)
Также авторы новой версии местами перемонтировали порядок эпизодов согласно литературному и режиссёрскому сценарию.
Не секрет, что композитор Алексей Рыбников частично использовал одни и те же музыкальные темы для оперы «Юнона и Авось» и х/ф «Через тернии к звёздам». В новой версии большинство тем было заменено музыкой Дмитрия Рыбникова, сына Алексея Рыбникова. Однако основной темой новой версии становится так называемая тема «Гроза», написанная Алексеем Рыбниковым исключительно для «Терний». Кроме того, обе версии фильма начинаются с известной темы «Свет звёзд», в новой версии лишь немного изменена аранжировка.
____________________________________
На роль Нийи была приглашена не актриса, а манекенщица Елена Метёлкина.
Первоначально задумывалось снимать инопланетянку совершенно лысой, но из-за критики чиновников из Госкино пришлось делать короткие белые парики для всех клонов.
Манекенов погибших на Гайе клонов изготавливали из гипсового слепка Метёлкиной, заливая его жидким пенопластом.
Исследование разрушенного инопланетного корабля снимали в декорациях, установленных на дне бассейна гостиницы «Ялта».
В фильме должен был быть показан флаер — аппарат, который спускает Нийю и Сергея Лебедева с орбиты прямо к его дому на посадочную площадку. Но на это транспортное средство не хватило бюджета, пришлось показать, как на площадку сходят Сергей и Нийя, а откуда — неясно. Также, в сцене, когда Степан Лебедев просит у Надежды разрешение «покататься», он идёт за кусты, где виден обычный автомобиль.
Робот Бармалей должен был быть, по замыслу режиссёра, сделанным из металла. Но первую конструкцию, сваренную из железных вёдер, Викторов отверг. На другую не осталось ни времени, ни средств, и робота сделали надувным.
В эпизоде, где Нийя раздевается на пляже, изначально было задумано показать, что у героини отсутствует пупок. Партийное начальство сочло такую сцену недопустимой в советском киноискусстве. Пришлось ради сохранения сцены выдумывать диалог про «моральные нормы землян».
Плато «Южный крест» снимали недалеко от Бахчисарая в каменном городе Чуфут-Кале.
В роли одного из археологов на плато «Южный крест» снимался сын режиссёра Николай Викторов, впоследствии ставший режиссёром Новой версии Терниев.
На информационном табло космопорта можно заметить название звездолёта «Заря», и пункт его назначения — Кассиопея. Это звездолёт из другого фильма Ричарда Викторова: «Москва — Кассиопея».
Виды гибнущей планеты Десса снимались в Таджикистане, в окрестностях заброшенного нефтеперерабатывающего завода возле города Исфары. До этого там планировались съёмки фильма Андрея Тарковского «Сталкер», но не было найдено места для размещения съёмочной группы, и съёмки были перенесены в Эстонию.
Подземные сооружения Дессы снимали в подвалах Солянки.
Вездеход, на котором земляне исследуют Дессу, изготовили на Ялтинской киностудии из армейского гусеничного бронетранспортёра и деталей самолёта.
Там же снимали и биомассу, состоящую из пожарной пены, муки и плавающих в этой смеси аквалангистов.
В конце фильма новой версии ошибочно указан актёр Владимир Носик, сыгравший Лийя. Лийя же играл Валерий Носик.
Актёр Улдис Лиелдидж был известен в советском кинематографе ролями немецких офицеров времён Великой Отечественной войны. Однако режиссер Ричард Викторов не побоялся именно этому типичному латышу отдать роль советского космонавта Сергея Лебедева.
Просмотров: 1388 | Добавил: Constantin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]