Приветствую Вас Гость | Группа "Гости" | RSS

Количество дней с момента регистрации: . 


Пятница, 22.11.2019, 21:11
Главная » 2014 » Март » 28 » Почему регионы в нищете?
01:46
Почему регионы в нищете?
27.03.2014 21:42
Финансовая помощь регионам - одна из главных расходных статей бюджета страны.

Однако она осуществляется так, что положение регионов как минимум не улучшается, - а в последние годы они наглядно и неотвратимо погружаются в пучину бюджетного кризиса. В 2014 году бюджеты почти всех субъектов Федерации дефицитны даже после получения федеральных трансфертов, - в том числе богатейшие Ханты-Мансийский автономный округ и Москва.

Это не может быть результатом ни частных ошибок отдельных неумных губернаторов, ни общего ухудшения конъюнктуры (ибо федеральный бюджет захлебывается от денег, которые не знает, куда девать: неиспользуемые средства на его счетах на 1 марта - 7,6 трлн.руб.).

Вероятно, это проявление принципиального порока всей системы межбюджетных отношений.

Безусловно, в стране с колоссальными внутренними различиями (разрыв только в уровне цен на Чукотке и в Астраханской области превышает 28 раз!) перераспределение средств между регионами - необходимость, не оспариваемая даже отъявленными сепаратистами.

Но масштабы изъятия средств слишком велики.

Норма Бюджетного кодекса, по которой регион должен расходовать на свои нужды не менее половины доходов, получаемых на его территории (без учета внешнеэкономической деятельности), похоже, забыта.

Бюджетная политика федерального центра производит впечатление максимального изъятия у регионов всех средств, которые только можно выжать, - с последующей раздачей по минимуму, едва ли не в пресловутом "ручном режиме", в том числе и для обеспечения дополнительной политической зависимости губернаторов от центра.

Разумеется, внешне все выглядит замечательно: регионы получают трансферты, рассчитанные по сложной научной формуле, за выведение которой один из прошлых вице-премьеров, говорят, даже стал доктором наук.

Боюсь, это самая дорогостоящая научная степень в истории. Ибо формальная наукообразность прикрыла удручающее содержательное убожество.

Так, в основу всей системы финансовой помощи регионам положен принцип "средней температуры по больнице", считающийся несведущими в бюджетной политике милой шуткой.

Собирая деньги со всей страны, Минфин раздает их регионам в первую очередь не для решения содержательных задач, но для приближения их "бюджетной обеспеченности" (то есть среднедушевых бюджетных расходов) к среднероссийскому уровню.



Содержательный смысл этого уровня правительство, похоже, в принципе не интересует. Достаточен ли он для нормальной жизни или избыточен (хотя последнее заведомо не так) - не важно: надо лишь приблизить к нему бедные регионы, насколько это возможно.

Правительство не берет на себя конкретных обязательств. Оно не гарантирует людям даже права на жизнь (в его экономическом выражении в виде доходов не ниже прожиточного минимума) и не собирается вообще обеспечивать им это главное право. О минимальных социальных стандартах хотя бы по советскому образцу (обеспечения школами, больницами, дорогами и прочими благами цивилизации) тем более нет и речи.

Подчеркну: государство не просто не обеспечивает своих граждан даже необходимым для человеческой жизни минимумом - оно в принципе не желает признавать это своей целью.

Экономический потенциал регионов оценивается на основе показателя "валового регионального продукта" (ВРП), при введении которого Росстат честно предупреждал: он пригоден лишь для качественных, а не количественных сопоставлений. На его основе можно определить, кто более, а кто менее развит, - но вот для распределения денег он категорически не предназначен.

Более того: поскольку сбор и обработка статистической информации требует времени, ВРП рассчитывается с большим опозданием. Как ни спеши, распределять средства будущего года можно лишь на основе прошлогодних данных (а на деле, с учетом несовершенств управляющей системы, - так и позапрошлогодних).

В результате деньги делятся между регионами на основе безбожно устаревшей информации и частью заведомо недостаточны, а частью (в случае бурного развития) и заведомо избыточны.

Представьте себе, выслушав Вашу жалобу на воспаление легких, разъясняет, что три года назад Вы страдали расстройством желудка, и поэтому он будет лечить исключительно его.

С начала 2000-х Россия живет примерно по таким правилам.

Естественно, простое выживание требует их постоянной корректировки. Поэтому, помимо "трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности", регионы получают деньги по значительному числу других каналов, подправляющих отдельные огрехи и пороки базовой формулы, но разрозненных и не связанных друг с другом. В результате отсутствует не просто единая политика финансирования регионов, но даже единая картина их бюджетного положения, а огромные денежные потоки дробятся на множество мало значимых ручейков, заведомо недостаточных для того, чтобы решать серьезные задачи.

И лишь когда региональные бюджеты, по всей видимости, искусственно загоняются в кризис и в кредитную кабалу (порой возникает ощущение, что Минфин просто принуждает регионы брать кредиты на радость банкам-заемщикам), - появляется относительно объективный критерий их состояния в виде масштаба и качества долга.

Понятно, что в этой ситуации речи о развитии уже не идет.

Финансовая политика в отношении регионов сводится к лихорадочному латанию расползающихся социальных "дыр", - но, поскольку задача выравнивания их хозяйственного потенциала, снижения разрыва между ними и восстановления тем самым экономического единства России толком даже не ставится, "дыр" становится все больше.

Различие региональных хозяйственных моделей не только не сходит на нет, но, напротив, усугубляется. Это лишает смысла единые для всех, усредненные принципы выделения средств и бюджетного контроля, - и некоторые регионы производят впечатление живущих вне какого бы то ни было федерального правового поля.

"Завинчивание гаек" и усиление бюджетной дисциплины резко ограничивает возможности хозяйственной инициативы губернаторов, - но при этом, как наглядно доказывают многочисленные скандалы, отнюдь не мешают разнообразным злоупотреблениям.

Абсурдность правил неминуемо рождает дикий произвол, лишь маскирующийся под их трепетное соблюдение, - а он, в свою очередь, блокирует саму возможность нормального развития богатейшей страны мира.

Даже попытка помочь бизнесу в этой ситуации оказывается контрпродуктивной: уплата налога на прибыль консолидированными группами предприятий сокращает поступления в большинство региональных бюджетов: с одной стороны, платежи уменьшаются из-за учета убытков, с другой - переходят в регионы размещения головных офисов.

Ситуация усугубляется нацеленностью Минфина (да и правительства Медведева в целом) на замораживание как можно большего объема средств налогоплательщиков в федеральном бюджете. Жертвами этой "политики Плюшкина" становится в первую очередь работники бюджетных организаций регионов: врачи, учителя, воспитатели, библиотекари. В стране, федеральный бюджет и корпорации которой буквально захлебываются от денег, они искусственно удерживаются в кромешной нищете.

Зарплата медсестры, например, может составлять и 9, и 6 тысяч рублей за месяц полноценного труда; приходят сообщения о зарплатах в 3,8 тыс.руб.. Ставка школьного учители за пределами крупных и средних городов, как правило, балансирует на уровне прожиточного минимума, а то и проваливается ниже него.

Важнейшие для воспроизводства и развития народа специалисты ставятся с положение изгоев, отверженных, заведомо ущербных людей, обрекаются на чудовищные, каторжные по сути дела условия существования.

Даже позитивные инициативы руководства страны сначала высмеиваются осуществляющими эту политику либералами, а затем извращаются и саботируются, превращаясь в свою противоположность, - как это было, насколько можно судить, с майскими указами президента Путина.

Задача повышения зарплат бюджетникам была передана регионам без необходимого финансирования. В результате часть регионов залезла в кредитную кабалу, взяв требуемые средства взаймы (часто без внятного понимания того, чем они будут отдавать долг), а часть повысила среднюю зарплату простым сокращением числа учителей и врачей. Из-за роста нагрузки упало качество работы оставшихся, но главное, - еще один виток закрытия сельских школ и больниц, что сделало новые районы России непригодными для нормального проживания.

Правительству Медведева пора осознать: продолжение бюджетного удушения регионов несовместимо не просто с развитием, но и с простым существованием нашей страны.

Михаил Делягин
Просмотров: 381 | Добавил: владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]