Приветствую Вас Гость | Группа "Гости" | RSS

Количество дней с момента регистрации: . 


Четверг, 19.09.2019, 03:37
Главная » 2012 » Ноябрь » 18 » Рязанов, Эльдар Александрович 85 лет
23:56
Рязанов, Эльдар Александрович 85 лет

Эльдар Рязанов родился 18 ноября 1927 года в Самаре (где жили родители матери) в семье работников советского торгпредства в Тегеране Александра Семёновича Рязанова и Софьи Михайловны Рязановой (Шустерман, 1902—1969). Вскоре семья Рязановых переехала в Москву, где его отец работал начальником винного главка, а затем был репрессирован[1]. В 1930-х годах семья распалась, и будущий кинорежиссёр воспитывался матерью.

Эльдар Рязанов с детства любил читать, собирался стать писателем, мечтал о путешествиях. После окончания десятилетки он даже отправил письмо-заявление в Одесское мореходное училище. Но шла война, и ответа он не дождался.

Волею случая Рязанов стал студентом 1-го курса ВГИКа (мастерская Г. М. Козинцева). К тому времени Козинцев был уже всемирно знаменитым режиссёром, автором таких фильмов, как «Шинель» (1926), «С. В. Д.» (1928), «Новый Вавилон» (1929), «Одна» (1931), трилогия о Максиме (1934—1939) (все — совместно с Леонидом Траубергом). Среди педагогов был и Сергей Эйзенштейн, который «выделил» юного Рязанова.

В 1950 году Эльдар Рязанов окончил ВГИК, защитившись (совместно с однокурсницей З. П. Фоминой) документальной лентой «Они учатся в Москве». Молодые режиссёры получили диплом с отличием. На протяжении 5 лет Рязанов работал в документальном кино на Центральной студии документальных фильмов. Он снимал киносюжеты для киножурналов «Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня», несколько выпусков смонтировал целиком. Он также сделал киноочерки «Дорога имени Октября» (с Л. Дербышевой, 1951), «На первенство мира по шахматам» (1952), «Твои книжки» (с З. П. Фоминой), «Недалеко от Краснодара» (оба 1953), «Остров Сахалин» (с В. В. Катаняном, 1954).

В 1955 году Эльдар Александрович стал режиссёром киностудии «Мосфильм» и поставил (с Сергеем Гуровым) первый советский широкоэкранный фильм-ревю «Весенние голоса», в котором были и игровые эпизоды. А через год известнейший советский комедиограф, руководитель киностудии «Мосфильм» И. А. Пырьев буквально заставил Рязанова взяться за кинокомедию. У Пырьева было подлинное продюсерское чутьё: фильм «Карнавальная ночь» (1956) имел колоссальный успех. Знаменитый Игорь Владимирович Ильинский сыграл одну из своих лучших ролей — бюрократа Огурцова, а молодые актёры Людмила Гурченко и Юрий Белов стали кинозвёздами. Песни композитора Анатолия Лепина напевала вся страна.

В последующие несколько лет Рязанов показал, насколько разнообразно его комедийное дарование. Он поставил лирическую комедию «Девушка без адреса» (1957), героическую комедию «Гусарская баллада» (1962), бытовую комедию «Дайте жалобную книгу» (1964), эксцентрическую комедию «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973). А в 1961 году сделал две сатирические ленты: «Как создавался Робинзон» (по одноимённому рассказу И. Ильфа и Е. Петрова, новелла в комедийном альманахе «Совершенно серьёзно») и «Человек ниоткуда» (1961, в прокате почти не шёл из-за цензурного запрета). В «Человеке ниоткуда» успешно выступили Сергей Юрский и Анатолий Папанов. Папанов, уже известный в театральном мире, сыграл в фильме 4 роли, развеяв тем самым миф о своей «некиногеничности». В создании фильма «Гусарская баллада» большую помощь Э. А. Рязанову снова оказал И. А. Пырьев, добившийся разрешения постановки и уговоривший сниматься в роли поручика Ржевского Юрия Яковлева. Самому Эльдару Александровичу стоило огромных усилий убедить киноначальство, что лучшая кандидатура на роль Михаила Кутузова — Игорь Ильинский, что фильм вовсе не искажает русскую историю, а романтизирует её. Пьесу Александра Гладкова «Давным-давно», послужившую драматургической основой для фильма, Рязанов сократил, в то же время ему пришлось дописать несколько стихотворных эпизодов. Сделано это было настолько корректно и в стиле диалогов пьесы, что не вызвало у автора никаких возражений.

В 1960-е годы стал складываться коллектив творческих единомышленников Э. А. Рязанова: сценарист Эмиль Брагинский, композитор Андрей Петров, оператор Владимир Нахабцев, актёры Юрий Яковлев, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Валентина Талызина, позднее — Лия Ахеджакова, Андрей Мягков, Олег Басилашвили, Валентин Гафт, Георгий Бурков, Светлана Немоляева. Можно с полным основанием утверждать, что одна из лучших картин Э. А. Рязанова — «Берегись автомобиля» (1966). Несмотря на то, что фильм был основан на городском анекдоте про благородного угонщика машин, в нём точно прописаны все жизненные коллизии, характеры и диалоги. Целую галерею разноплановых, узнаваемых персонажей создали великолепные актёры Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Олег Ефремов, Ольга Аросева, Галина Волчек, Донатас Банионис и др. Всё это, а ещё — замечательная музыка Андрея Петрова сделали фильм поистине нестареющим.

Самую широкую зрительскую аудиторию неизменно привлекали и дальнейшие работы Э. А. Рязанова: «Зигзаг удачи» (1968), «Старики-разбойники» (1972), «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973), «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975, телефильм), «Служебный роман» (1977), «Вокзал для двоих» (1982). Его комедийный талант, жизнелюбие, наблюдательность и понимание интересов массового зрителя раскрылись в жанре «городской сказки».

Невероятный или экстравагантный сюжет постановщик погружает в реальную бытовую среду. В результате получается необычный сплав условного и жизненного. К особенностям режиссёрского почерка Э. А. Рязанова относится переплетение смешного и грустного, весёлого и печального. Его любимый жанр — трагикомедия. Почти все его фильмы напоены музыкой и стихами.

Определённую черту в творчестве Рязанова подвели фильмы «Гараж» (1979) и «О бедном гусаре замолвите слово» (1980, телефильм), оба остро критические по отношению к тогдашней действительности.

В 1980—1990-е годы Рязанов работал так же интенсивно, как и прежде. Он снял фильм «Жестокий романс» (1984, по мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»), вызвавший бурную полемику в прессе, а также «Забытая мелодия для флейты» (1987), «Дорогая Елена Сергеевна» (1988), «Небеса обетованные» (1991), «Предсказание» (1993), «Привет, дуралеи!» (1997), «Старые клячи», «Тихие омуты» (оба — 2000), «Ключ от спальни» (2003), «Андерсен. Жизнь без любви» (2006), «Карнавальная ночь-2».

Фирменным стилем, изюминкой картин Рязанова, стало появление режиссёра в небольших эпизодических ролях абсолютно хулиганским образом. В фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» в текст был «вплетён» привет давнему другу Василию Катаняну. Эта традиция была продолжена в картине «Забытая мелодия для флейты».

Эльдар Александрович создал свой кинематограф, дал «путёвку в жизнь» многим молодым актёрам, по-новому открыл актёров известных. С ним любят работать кинематографисты, его обожают зрители. Он состоялся также и как писатель, и как драматург. Э. А. Рязанов был соавтором сценариев многих своих фильмов, написал несколько пьес. Опубликованы его книги «Грустное лицо комедии» (1977), «Зигзаг удачи» (1969, с Э. В. Брагинским), «Эти несерьёзные, несерьёзные фильмы» (1977), «Смешные невесёлые истории. Комедии для кино и телевидения» (1979, с Э. В. Брагинским), «Неподведённые итоги» (1983, книга выдержала несколько изданий), «Убийство в библиотеке», «Пять вечеров с Владимиром Высоцким», «TV Эльдар, или Моя портретная галерея», сборник стихов «Ностальгия», ряд других.

В 1979—1985 годах Эльдар Александрович прославился также в качестве ведущего телепередачи «Кинопанорама», автором и бессменным режиссёром которой была Ксения Маринина[2]. Кроме того, им создано более 200 авторских телевизионных программ. Наиболее популярными стали телевизионные циклы «Восемь девок, один я», «Белоснежка и семь гномов», «Разговоры на свежем воздухе», «Поговорим о странностях любви» (цикл передач о выдающихся людях), «Парижские тайны Эльдара Рязанова (ОРТ)» (в этом цикле вышло, в частности, интервью Рязанова с Жаном Маре). Был членом жюри на финальной игре Высшей лиги КВН 1987 года. В 1991 году участвовал в телеигре капитал-шоу «Поле Чудес» с Владиславом Листьевым на Первом канале Российского телевидения.

В 2002 году Э. А. Рязанов стал президентом Российской академии кинематографических искусств «НИКА».

23 января 2005 года открылся киноклуб Эльдара Рязанова. Киноклуб задуман, по выражению самого Эльдара Александровича, как своеобразный центр отечественной комедии. В трёх залах, самый большой из которых рассчитан более чем на пятьсот мест, идут фильмы и спектакли как российских, так и зарубежных режиссёров, проходят творческие встречи, концерты.

Э. А. Рязанов преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров (среди его учеников — режиссёры Ю. Б. Мамин, И. В. Дыховичный, Е. Цымбал, И. Фридберг).

Член Союза кинематографистов СССР.

В телевизионной передаче «Большая разница» от 31 января 2010 года Рязанов признался, что его любимыми зарубежными фильмами режиссёра Тарантино являются «Криминальное чтиво» и «Убить Билла».

В интервью, данном в апреле 2010 года, Рязанов рассказал о проблемах со здоровьем[3].

В 2010 году стал одним из учредителей КиноСоюза[4].

Живёт и работает в Москве.

Первая супруга — Зоя Фомина, режиссёр (1950-70-е годы)
Дочь — Рязанова Ольга Эльдаровна, окончила МГУ, филолог, киновед

Внук — Дмитрий
Вторая супруга — Скуйбина Нина Григорьевна, редактор на Мосфильме (1970-94-е годы)
Третья супруга — Абайдуллина (или Абдуллина) Эмма Валериановна, киноредактор.

________________________________

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965)[5]
Народный артист РСФСР (1974)[6]
Народный артист СССР (1984)
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (3 июля 2008) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественного киноискусства и многолетнюю творческую деятельность[7][8]
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (20 июня 1996) — за заслуги перед государством, выдающийся вклад в развитие отечественного кинематографа и культуры[9]
Два ордена Трудового Красного Знамени (1969, 1977)
Орден «Дружбы народов» (1987)
Орден «Ключ дружбы» (Кемеровская область, 2007 год)[10]
Орден искусств и литературы (Франция)
Кавалер ордена Почётного легиона (Франция, 1998)[11]
Кавалер Золотого Почётного знака «Общественное признание» (1999)
Государственная премия СССР (1977) (за фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»)
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1979) (за фильм «Служебный роман»)
Премия «НИКА» в номинации «Лучшая режиссура» за 1991 год, фильм «Небеса обетованные»
Премия «НИКА» в номинации «Лучший игровой фильм» за 1991 год, фильм «Небеса обетованные»
Премия «НИКА» в номинации «Честь и достоинство» за 2006 год
Премия «Триумф» (2006)
Премия «ТЭФИ» (Спец. приз, 1997)
МКФ в Канне (Приз за д/ф «Остров Сахалин», 1955)
МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Карнавальная ночь», 1957)
ВКФ в номинации «Первый приз среди комедий» за 1958 год
ВКФ (Вторая премия по разделу художественных фильмов, фильм «Карнавальная ночь», 1958)
МКФ комедийных фильмов в Вене (Диплом жюри, фильм «Гусарская баллада», 1963)
МКФ в Сиднее (Диплом, фильм «Берегись автомобиля», 1966)
МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Берегись автомобиля», 1966)
МКФ в Мельбурне (Почетный диплом, фильм «Берегись автомобиля», 1967)
ВКФ (Спец. приз «За вклад в развитие советской кинокомедии», 1983)
ВКФ (Приз за лучшую режиссуру, фильм «Вокзал для двоих», 1983)
Приз критики лучшему зарубежному фильму года в Польше (Приз «Варшавская сирена», фильм «Вокзал для двоих», 1984)
МКФ в Дели (Гран-при «Золотой павлин», фильм «Жестокий романс», 1985)
МКФ в Мадриде (Гран-при, фильм «Небеса обетованные», 1992)
КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (Гран-при, фильм «Старые клячи», 2000)
ОКФ «Киношок» в Анапе (Гран-при «Золотая лоза» за лучший полнометражный игровой фильм, фильм «Тихие омуты», 2000)
КФ русских фильмов в Онфлёре (Гран-при, фильм «Старые клячи», 2001)
КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (Гран-при, фильм «Ключ от спальни», 2003)
КФ «Московская премьера» (Второй приз, фильм «Ключ от спальни», 2003)
ОРКФ в Сочи «Кинотавр» (Приз Президентского совета, фильм «Ключ от спальни», 2003)
Царскосельская художественная премия (2005)
КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (Гран-при, Приз прессы, фильм «Андерсен. Жизнь без любви», 2007)
КФ «Московская премьера» (Приз «За вклад в московское кино, создание экранного образа нашей столицы, служение её красоте на протяжении 50 лет профессиональной кинематографической деятельности», 2007)
РКФ «Литература и кино» в Гатчине (Гран-при «Гранатовый браслет», фильм «Андерсен. Жизнь без любви», 2007)
Знак отличия «За заслуги перед Москвой» (2007)
Орден Чести (Грузия, 2008)[12]
17-й МКФ «Золотой Витязь» (Золотая медаль Сергея Федоровича Бондарчука в номинации «За выдающийся вклад в кинематограф», 2008)
Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника»
Почетный гражданин Самары (2012)

____________________________________

Режиссёрские работы
Документальные и видовые фильмы

1950 — «Они учатся в Москве» (с З. П. Фоминой)
1951 — «Дорога имени Октября» (с Л.Дербышевой)
1952 — «На первенство мира по шахматам»
1953 — «Твои книжки» (с З. П. Фоминой)
1953 — «Недалеко от Краснодара»
1954 — «Остров Сахалин» (с В. В. Катаняном)
1987 — «Четыре встречи с Владимиром Высоцким»
1988 — «Единица порядочности — один галлай»
1993 — «День в семье президента»

Художественные фильмы

1955 — Весенние голоса
1956 — Карнавальная ночь
1957 — Девушка без адреса
1961 — Как создавался Робинзон
1961 — Человек ниоткуда
1962 — Гусарская баллада
1965 — Дайте жалобную книгу
1966 — Берегись автомобиля
1968 — Зигзаг удачи
1971 — Старики-разбойники
1973 — Невероятные приключения итальянцев в России
1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром!
1977 — Служебный роман
1979 — Гараж
1980 — О бедном гусаре замолвите слово
1982 — Вокзал для двоих
1984 — Жестокий романс
1987 — Забытая мелодия для флейты
1988 — Дорогая Елена Сергеевна
1991 — Небеса обетованные
1993 — Предсказание
1996 — Привет, дуралеи!
2000 — Старые клячи
2000 — Тихие омуты
2003 — Ключ от спальни
2006 — Андерсен. Жизнь без любви
2006 — Карнавальная ночь-2, или Пятьдесят лет спустя
2009 — Музыка жизни

Написал сценарии

1961 — Совершенно серьёзно
1961 — Как создавался Робинзон
1962 — Гусарская баллада
1966 — Берегись автомобиля
1968 — Зигзаг удачи
1971 — Старики-разбойники
1973 — Невероятные приключения итальянцев в России
1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром!
1977 — Служебный роман (по пьесе «Сослуживцы»)
1979 — Гараж
1980 — О бедном гусаре замолвите слово
1982 — Вокзал для двоих
1984 — Жестокий романс
1987 — Забытая мелодия для флейты
1988 — Дорогая Елена Сергеевна
1991 — Небеса обетованные
1993 — Предсказание
1996 — Привет, дуралеи!
2000 — Старые клячи
2000 — Тихие омуты
2003 — Ключ от спальни
2006 — Андерсен. Жизнь без любви

Актёрские работы

Как правило, Э. Рязанов играет эпизодические роли в своих картинах.

1957 — Цель его жизни
1965 — Дайте жалобную книгу — главный редактор газеты
1971 — Старики-разбойники — прохожий за окном тюрьмы
1973 — Невероятные приключения итальянцев в России — доктор на крыле самолёта, отбивавший лёд с заледенелого мафиози
1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром! — пассажир в самолёте, на плече которого спал Женя Лукашин
1977 — Риск — благородное дело — Э. Рязанов
1978 — Служебный роман — пассажир автобуса
1979 — Гараж — спящий пайщик, начальник отдела насекомых
1980 — О бедном гусаре замолвите слово — трактирщик-кондитер
1982 — Вокзал для двоих — Заместитель начальника вокзала
1987 — Забытая мелодия для флейты — астроном
1988 — Дорогая Елена Сергеевна — сосед
1991 — Небеса обетованные — человек в кафе
1996 — Привет, дуралеи! — Николай Тимофеевич, директор книжного магазина
2000 — Старые клячи — судья
2000 — Тихие омуты — врач-рентгенолог
2003 — Ключ от спальни — полицейский пристав
2006 — Андерсен. Жизнь без любви — хозяин гробовой мастерской
2006 — Карнавальная ночь-2, или Пятьдесят лет спустя — Э.Рязанов
2007 — Ирония судьбы. Продолжение — пассажир в самолёте, на плече которого спал Костя Лукашин
Просмотров: 1080 | Добавил: Constantin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]