Приветствую Вас Гость | Группа "Гости" | RSS

Количество дней с момента регистрации: . 


Четверг, 21.11.2019, 01:30
Главная » 2011 » Апрель » 3 » Российский средний класс лоялен власти и аполитичен
08:30
Российский средний класс лоялен власти и аполитичен

Типичный представитель среднего класса в России — мужчина средних лет с высшим образованием и доходами от 70 тыс. руб. Он считает, что граждански активным быть необязательно, вяло поддерживает курс нынешних властей, не собирается идти на ближайшие выборы и при случае готов уехать навсегда за границу. Такое положение дел грозит обернуться тем, что разрыв между богатыми и бедными может и не заполниться срединной социальной прослойкой, следует из исследования «РосБизнес­Консалтинга».
В контексте перехода на инновационный путь развития средний класс рассматривается как основной субъект политической и экономической модернизации России. Однако до сих пор однозначного ответа на вопрос, есть ли в России средний класс, не существует. В западных обществах средний класс является не только основным налого­плательщиком, агентом экономических и политических реформ, но и вполне ощутимой социальной силой, обеспечивающей стабильность общества и государства. В России социальная структура общества все еще характеризуется диспропорцией, связанной с гигантским разрывом между доходами богатых и бедных и фактиче­ским отсутствием срединной прослойки.
Поэтому вопрос о том, кого относить к среднему классу, по-прежнему остается открытым. Между тем ответ на него позволит оценить шансы России на скорейшую модернизацию. С этой целью компания «РосБизнесКонсалтинг» в конце февраля 2011 года опросила представителей российской бизнес-аудитории. В качестве первичного параметра определения среднего класса был использован механизм само­идентификации. Отвечая на вопрос «Считаете ли вы себя представителем среднего класса?», представители российской деловой аудитории оказались не столь самоуверенными, как может показаться: к среднему классу отнесли себя чуть больше четверти респондентов (26,8%), еще треть не считают себя таковым (30,4%). Гораздо значительнее доля тех, кто считает, что в России вообще нет среднего класса (39,9%).
Из тех респондентов, кто отнес себя к среднему классу, две трети являются жителями Москвы и Московской области (60,4%), Санкт-Петербурга и Ленинградской области (9,1%). На долю жителей других регионов, позиционирующих себя как средний класс, приходится 30,4%. В основном в опросе участвовали мужчины (80,8%). Возраст более половины респондентов — 31—45 лет (58,6%). Доля респондентов в возрасте 18—30 лет — 21,1%, 46—60 лет — 17,2%. Доля юных респондентов (до 18 лет) и пенсионного возраста (старше 61 года) незначительна и не превышает в совокупности 3,0%. Всего объем выборочной совокупности составил 2426 респондентов.
Исследование позволило сделать вывод, что в России средний класс сущест­вует, но он не столь многочисленный, как хотелось бы. По мнению РБК, представитель российского среднего класса является носителем следующих социально-демографических характеристик. Во-первых, это наличие высшего профессионального образования (94,6%). По социально-профессиональному статусу к среднему классу относятся руководители среднего/низшего звена крупного/среднего бизнеса (35,9%), квалифицированные специалисты, занятые умственным трудом (29,7%), индивидуальные предприниматели, владельцы малого бизнеса (19,7%), менеджеры (10,7%). Уровень ежемесячного среднедушевого дохода — более 70 тыс. руб.

ЭКОНОМИКА СРЕДНЕГО КЛАССА
Определение среднего класса связывается со статусной позицией, согласно которой его представители занимают среднее положение между высшей и низшей стратами общества. Такой социально-функционалистский подход поддерживают и участники опроса, по мнению которых, российский средний класс занимает промежуточное положение между богатыми и бедными (33,1%). Это позволяет среднему классу быть основой социальной и политической стабильно­сти в обществе (22,3%) и выступать основой для развития рыночной экономики и демократии (22,2%).
В российский средний класс входят представители среднего и малого бизнеса (28,4%), а также менеджеры и специалисты умственного квалифицированного труда (27,0%). В меньшей степени респонденты склонны идентифицировать средний класс с высококвалифицированными рабочими (15,4%) и интеллигенцией (13,8%). Поэтому пока по уровню дохода в категорию среднего класса не попадает большая часть представителей этих социально-профессиональных групп (как в западных обществах). Соответственно, потенциал роста россий­ского среднего класса связывается с по­степенной оптимизацией экономических доходов данных категорий населения до уровня среднедушевых доходов среднего класса. К среднему классу не относится крупный бизнес, который относится к более высокой по положению социальной страте, и представители госаппарата и госкомпаний (6,0 и 8,8%).
Принадлежность к среднему классу в России определяется как социальными, так и экономическими характеристиками. Представитель российского среднего класса должен владеть соответствующими статусными признаками: иметь уровень доходов выше среднего (79,6%), владеть недвижимым (73,7%) и движимым имуществом (например, автомобилем) (70,8%) и иметь высшее профессиональное образование (84,7%).
Стабильность общества напрямую зависит от доли среднего класса: чем больше его численность, тем устойчивее общество. Поэтому его численность должна быть подавляющей и составлять 60—80% населения, как в индустриально развитых странах. В России такая численность среднего класса пока еще представляется скорее фантастической. Тем более что многие считают, что в России по-прежнему нет среднего класса или его доля минимальна и не превышает 3—5%. Согласно оценке РБК, численность среднего класса составляет 10—20% (59,9%).

АПОЛИТИЧНЫЙ СЕРЕДНЯК
Средний класс в России расценивается в качестве субъекта не только экономической, но и политической модернизации. Для этого средний класс должен быть политически активным. Согласно результатам опроса, немногочисленный средний класс в нашей стране в большинстве своем является аполитичным слоем (23,1%). Его представители считают, что граждански активным в России быть необязательно (51,3%). При этом российский средний класс демон­стрирует высокий уровень поддержки программы модернизации президента (29,9%). Кроме того, действующая власть имеет большой потенциал лояльности со стороны части представителей среднего класса, которые пока еще ничего не знают об этой программе (30,6%).
Лояльность российского среднего класса к политике действующего президента проявляется, во-первых, в его готовности выступать в качестве социально-экономического двигателя модернизации (44,6%), во-вторых — в готовности к реализации инновационных экономических проектов (53,9%). Принципиальных противников инноваций среди россий­ского среднего класса не так много (13,4%). Остальная часть среднего класса либо не знает, о чем идет речь, либо пока еще определилась (21,5 и 11,2% соответственно). Поэтому при грамотной и последовательной пропаганде доля последователей модернизации среди среднего класса имеет все шансы увеличиться.
Показывая довольно высокий уровень поддержки программы модернизации, средний класс не демонстрирует ярко выраженную поддержку конкретной политической партии в России. Более того, немало из них занимают протестную позицию, намереваясь проголосовать против всех на предстоящих парламентских выборах в Госдуму (18,2%) или вообще проигнорировать выборы (23,1%). Должной поддержки у среднего класса не получают ни представленные в россий­ском парламенте партии, ни правые политические силы («Правое дело» — 6,9%, «Яблоко» — 8,0%). Это указывает на то, что средний класс в России лишен политической базы, которая бы позволяла активно проявлять его представителям гражданскую и политическую позицию.

БУДУЩЕЕ СРЕДНЕГО КЛАССА В РОССИИ
К 2020 году в России планируется увеличить долю среднего класса до 60%. Однако планы государства по увеличению доли среднего класса могут так и не реализоваться. По результатам исследования РБК, большин­ство представителей российского среднего класса не уверены в своем будущем (53,1%). Такая неуверенность обусловлена тем, что в России до сих пор не создано оптимальных условий для развития среднего класса (62,8%). Доля тех, кто считает, что такие условия в России есть, составляет всего 4,6%.
Что же мешает развиваться среднему классу в России и увеличивать его численность? Прежде всего это барьеры, связанные с коррупцией (19,0%) и отсутствием правовой защищенности (15,5%). Развитие среднего класса в России осложняет другая группа взаимосвязанных проблем: монопольный характер рынка, слабая поддержка малого и среднего бизнеса государством, высокие налоги, большая доля теневого сектора в экономике.
При существовании таких многочисленных и серьезных барьеров средний класс не может оптимально развиваться и существовать. Поэтому из-за отсутствия таких условий почти половина представителей российского среднего класса не исключает возможности переезда за границу на постоянное место жительство (46,0%), еще 14% уже запланировали такой переезд. Кроме того, у российского среднего класса не будет будущего, если подавляющая его часть желает, чтобы их дети жили и работали за границей (61,3%).
Такое положение дел грозит обернуться тем, что гигантский разрыв между богатыми и бедными в России может и не заполниться срединной социальной прослойкой. Если не принять меры для развития среднего класса, не создать условий для роста его численности, в ближайшей перспективе экономическая и политическая модернизация в нашей стране так и не получит соответствующей социальной поддержки. К таким мерам относятся прежде всего снижение налогового и бюрократического давления на малый и средний бизнес, его правовая защита и государственная поддержка.

Просмотров: 988 | Добавил: Constantin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]