Приветствую Вас Гость | Группа "Гости" | RSS

Количество дней с момента регистрации: . 


Суббота, 25.05.2019, 10:02
Главная » 2012 » Май » 2 » Сказка. Забытый потенциал.
10:29
Сказка. Забытый потенциал.

Современная школа должна растить людей думающих, способных подходить к любому делу творчески, дерзать создавать новое и прекрасное. К сожалению в современной школе, делается упор на формализации учебного процесса, и забывается о нравственной и духовной стороне обучения, которое плавно перелагается на плечи семейного института.
В настоящее время мало стало уделяться времени для живого общения с детьми, в основном оно подменяется работой за компьютером, отсюда у детей не развивается должным образом речь, здоровое воображение, не расширяется кругозор, не обогащается словарный запас. Практически исчезло такое понятие как домашнее чтение и последующее обсуждение прочитанных книг.
Таким образом, в школе перед учителем появляется не только задача полноценного овладения навыком чтения, но и задача литературного и духовно-нравственного развития учеников.
В современной школе мало внимания уделяется тому, что ученики недостаточно и неохотно читают, с трудом владеют правильной связной речью, потому, что основным источником их общения и информации является телевизор и компьютер.
Культура языка детей в настоящее время, к сожалению, так же находиться на низком уровне.
Школьная практика показывает, что детям трудно мыслить творчески, воображение часто развито слабо. В связи с этим, задача учителя постоянно искать более интересные пути вовлечения школьников в творчество, в том числе и литературное, создавать, совершенствовать формы, приемы и средства для развития творческих способностей.

Литература, как известно является искусством и как всякое искусство, она
несет в себе этический аспект воспитания и развивает творческие
способности и коммуникативные навыки школьников.
И таким бесценным материалом для этического воспитания школьников, в частности, являются сказки.
Именно со сказкой, ребенок впитывает в себя азы взаимоотношений в социуме. Всякая сказка–это повествование об отношениях между людьми, которым отведены определенные социальные роли, которые воспринимает, запечетляет, а затем в дальнейшем воплощает в жизнь ребенок.
Какую первую книжечку берет в руки малыш? Бесспорно – сказку.
Язык сказки легко доступен ребенку, он легко запоминается наизусть, как пример сказки «Курочка Ряба», «Репка».
Где как не в сказке, можно найти вечные, незыблемые гуманистические ценности, научиться различать добро и зло, правду и ложь.
Сказка поучает, но без поучения.
Как правило, сказитель, повествуя в сказке о событиях или героях, часто живо реагировал на реакцию своей аудитории и тут же вносил в свое повествование какие-либо поправки. Уже с первых строчек сказки, в русской сказочной традиции, ребенок попадает в волшебный мир поэтического вымысла: « В тридевятом царстве, в тридевятом государстве жил-был…».
Произведение должно завладеть вниманием ребенка, возбудить любознательность, развить воображение, интеллект, помочь руководить своими эмоциями и желаниями. Таким образом, все важные стороны личности ребенка начинают активно работать, способствуя повышению уверенности в себе , в своем будущем.
По мнению известного ученого Б.Бетельхейма, всем эти требованиям удовлетворяет только народная сказка. Значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные периоды его жизни. Неожиданно, сказка становится своего рода психотерапией, так как каждый человек открывает в ней свое собственное решение жизненных различных проблем.
В то же время, культурное наследие человечества находит отражение свое в сказке, а через сказку оно легко, ненавязчиво сообщается человеку.
Следует заметить, что особенно важна народная сказка. Она передавалась из уст в уста, из поколения в поколение. При этом, с течением времени, народная сказка претерпевает изменения, которые вносили сказатели, исходя из реакции слушателей. По словам Б.Бетельхейма, над народной сказкой «трудятся» миллионы людей, отрабатывая различные детали, внося что-то важное и значительное, что делает сказку как бы «кладезем» человеческой мудрости, опыта, результатом человеческого сознания и подсознания.
Именно в сказках отражены осознанные и неосознанные проблемы человека на протяжении всей его жизни, показан сказочный процесс решения этих проблем. Язык сказок легок и доступен школьникам -она проста, но в то же время она загадочна. И во многом, благодаря этому, способствует развитию воображения.
Стиль сказки так же легко воспринимается. Дети еще не умеют достаточно мыслить логически, а сказка никогда не утруждает ребенка какими-либо логическими рассуждениями.
Дети не любят наставлений и сказка наиболее подходящее средство для воспитания без наставлений.
Сказка предлагает школьникам образы, которыми он наслаждается, незаметно усваивает жизненно важную информацию.
Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. Все герои имеют четкую моральную ориентацию. Никакой середины – либо герой хороший, либо герой плохой. И это очень важно для детей при определении их симпатий, когда легко разграничивается добро и зло, для упорядочения своих собственных чувств.
Как правило, ребенок отождествляет себя с положительными героями. Это происходит потому, что положительные герои в сказках всегда более привлекательны. Таким образом, сказка способствует прививанию добра в детях. Сказка близка детям эмоционально, по его мироощущению ближе к миру животных, чем к миру взрослых.
Сравнивая сказку с другими литературными жанрами, станет ясно, что ее преимущества несомненны: Миф – порой пессимистичен, не утешителен, не способствует восстановлению справедливости. Часто оканчивается гибелью главных героев (об Эдипе). Басня имеет мораль, которая ближе и понятнее взрослому человеку, чем ребенку. Если сравнить басню «Стрекоза и муравей» со сказкой «Три поросенка», то преимущество сказки, по результатам восприятия, будет за сказкой. Веселая Стрекоза привлекает к себе внимание и сострадание, а серьезный Муравей представляется сердитым, не умеющим сострадать. И из басни, ребенку еще трудно понять, что проводить праздно время – это плохо, и что нужно трудиться – это всегда хорошо.
А в сказке все просто и ясно. Тот, кто ленится, ничего не будет иметь и может быть съеден Волком. Дружба же всегда побеждает.
Если сравнивать сказку с фантазией, то в пользу сказки можно сказать, что она имеет последовательную структуру с определенным сюжетом. И этот сюжет развивается в направлении благополучного конца.
По сравнению с фантазией сказка имеет еще такое преимущество – в ней все желания, даже самые не благовидные ( Эдиповы желания), могут быть выявлены, о них можно говорить, обсуждать их. А фантазии ребенок открыто высказывать боится.
Можно сравнить сказку с рассказом. К примеру, реалистический рассказ часто не может быть созвучен внутреннему миру ребенка. Такие рассказы информируют, тогда, как сказка обогащает внутренний мир, развивает интеллектуальную внутреннюю жизнь через сопереживание персонажам.
Всякая сказка – это повествование об отношениях между людьми, или животными, или людьми и животными. Причем она вводит в круг таких отношений, которых ребенок часто не замечает в повседневной жизни.
Именно сказка органично соответствует детской психологии, отвечает запросам детей. Тяга к добру, справедливости, вера в чудо, склонность к фантазиям и волшебному преображению окружающего мира – все это ребенок находит в ней.
Художественные особенности сказок сближаются с традициями устного народного творчества, так как сначала они сказывались, а позже, когда появились в рукописях, были рассчитаны на чтение вслух.
Благодаря сказке, ребенок легче входит в окружающий мир, начинает ощущать неповторимость родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями и обрядами.
Таким образом, впитывает то, что называется духовным наследием, культурой своего народа, то, что так необходимо для формирования полноценной личности.
http://www.rnp.pp.ua/world/122-skazka-zabytyy-potencial.html
Просмотров: 608 | Добавил: Constantin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]