Санкции в отношении России на саммите Евросоюза обсуждались 21 марта на ужине, затянувшемся за полночь. Из этого следуют как минимум два вывода: приняты они были не на свежую голову, единства не было, поскольку спорили долго. Санкции, однако, приняты. Споры продолжаются. У многих в Евросоюзе — ощущение, что Барак Обама предлагает им сделать харакири.
Несколько невыполнимых обещаний Украине. Несколько невнятных угроз России. В последнем случае бессодержательность компенсируется поистине жертвенным пафосом, прямо как "пуля в лоб" Яценюка или "самосожжение" певицы Русланы.
"Я подписал новое распоряжение, которое дает нам возможность ввести санкции не только против отдельных лиц, но и против ключевых секторов российской экономики. Это не лучший выход, потому что эти санкции могут нанести не только серьезный удар по России, но и оказать разрушительное воздействие на всю глобальную экономику", — заявил президент США Барак Обама.
Обама выступил с этим 20 марта, отправив сигнал "делай, как я" лидерам Евросоюза, которые съезжались в тот момент в Брюссель на экстренный саммит. И они постарались соответсвовать: включили в список невъездных еще 12 россиян, отказались от двусторонних саммитов, договорились разработать план снижения энергозависимости. Это при том, что 16 марта, в день крымского референдума, вторая в Германии энергетическая компания — RWE — продала одну из своих дочек группе российских инвесторов. Социологи не обнадеживают: 46% немцев считают, что санкции больше навредят Германии, и только 18% думают, что — России.
"Россия — серьезный игрок на мировой арене, и мы не можем просто начать делать что хотим с российскими счетами или изымать российские деньги. Кто из инвесторов захочет иметь дело с Лондоном, если мы так начнем себя вести? Это совершенно абсурдные действия", — заявил Дэвид Коберн, член парламента Великобритании, представитель Партии независимости.
В начале недели министр иностранных дел Франции Фабиус заявляет, что строительство двух вертолетоносцев для России, один из которых — "Владивосток", а другой — "Севастополь", может быть заморожено. Это сотни рабочих мест, миллиард 200 миллионов евро. Через день Франция уточняет, что решение отложено на октябрь — срок сдачи первого корабля — и тут же в качестве условия отказа от сделки требует от Лондона заморозить российские счета, чтобы французам не обидно было.
Так политический монолит Евросоюза и распадается по числу стран — на 28 экономических интересов к России с суммарным годовым оборотом в 420 миллиардов долларов против 38 у США с Россией.
"Интересы американцев и европейцев вовсе не совпадают. Поскольку мы, западные европейцы, находимся на том же континенте, что и Россия, диалог с президентом Путиным, с Россией в целом — в наших интересах. А у американцев другой интерес — соперничество с Россией. Кстати, отнюдь нельзя сказать, что президент Обама — большой поклонник Европы. Американцы если и интересуются Европой, то только для того, чтобы ее ослабить", — подчеркнул Люк Ферри, бывший министр образования Франции.
Запредельный цинизм — отличительная особенность этого архетипа, безупречной эманацией которого все последние десятилетия остается бывший президентский советник по нацбезопасности Збигнев Бжезинский. Вот уж кто рассуждает о войне как сверхчеловек, выкованный из чистой стали с головы до пят.
"Путин должен трижды подумать, может ли он на этом этапе развязать войну в самом сердце Европы — из-за состояния экономики, из-за того, что армия только модернизируется. Если бы он это предпринял через 10 лет, возможно, он был бы в лучшей позиции. Но в данный момент Путина бы обрадовал серьезный конфликт в этой части Европы. Он предпочел бы обойтись малой кровью, распадом Украины, или какими-нибудь потрясениями внутри Украины. Считаю, мы должны конструктивно объяснить ему, что это маловероятно, поскольку у нас там тоже есть интересы", — сказал Бжезинский.
Совет гроссмейстера. Теперь ясно, в чем ошибка Путина: хотел обойтись малой кровью, на самом деле — без крови совсем. И понятно, какие-такие "у них" интересы "там", на Украине: ракеты на границе Белгородской области и авианосная эскадра на рейде, ну, теперь уж не Севастополя, так Одессы.
"Большую часть своей недавней истории Крым был русским. Большинство населения там — русское. И оно явно желает быть в составе России. А мы начали вторгаться в ту область, к которой русские относится предельно нервно. Вот как, по-вашему, отреагируют американцы, если русские или китайцы, да даже западноевропейцы начнут размещать свои базы в Мексике или на Карибах или попытаются сформировать там враждебное нам правительство? Когда такое случилось на Кубе, то, если помните, мы от ярости чуть с ума не сошли", — отметил дипломат, бывший посол в СССР Джэк Мэтлок.
Украинский кризис — повод для ревизии прошлого, в котором масса причин не оконченных и теперь споров. Для Аргентины это близкие Мальвинские, они же -далекие для Британии Фолклендские острова, что не помешало незабвенной баронессе Тэтчер отправить туда корабли с крылатыми ракетами и морской пехотой, чтобы над клочком суши на другом конце света — в Южной Атлантике — был поднят английский флаг.
Известный республиканец Рон Пол проводит еще одну историческую параллель. "Выборы в Ираке проходили под дулом американских солдат, — пишет он, — так почему Ирак — торжество демократии, а Крым — нет?"
"Ваше Министерство иностранных дел несколько дней назад предложило хорошую основу для разговора: нейтральная Украина, где никто никого не исключает из экономических отношений. Россия при этом предлагает учитывать результаты референдума в Крыму. Я думаю, что такое предложение могло бы стать основой для нормальной дискуссии", — отметил бывший посол Великобритании в России Тони Брентон.
Вместо этого Запад усердно создает иллюзию того, что скоро Украина станет частью европейской семьи. Но, как в отношении России кнут не кнут, так и Украине подсовывают несъедобный пряник.
Облегчение визового режима? В начале 2000 года в Германии был такой опыт с Украиной — Шенген давали всем подряд, но это быстро закончилось, и министру иностранных дел Йошке Фишеру пришлось публично извиняться, а полиции ловить и тысячами депортировать украинских проституток и сутенеров. А ведь сейчас еще и штурмовики с Майдана могут приехать.
Политическая часть Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, которое подмахнул господин Яценюк, про отмену виз говорит в будущем, сильно неопределенном времени, зато сразу подчиняет внутреннюю и внешнюю политику Киева Брюсселю. Директивы Евросоюза теперь важнее национального законодательства. Про часть вторую — экономическую — вообще забыли.
"Европа считает, что Украина — это страна, которая выбрала для себя путь в Европу. Но станет ли она полноправным членом ЕС? На этот вопрос ответа в ближайшее время мы не получим. У Украины сейчас есть более серьезные проблемы", — заявил премьер-министр Польши Дональд Туск.
Главная проблема после неонацистов во власти — это безденежье. Господин Баррозу сообщил, что европейская финансовая помощь Украине составляет один миллиард 600 миллионов евро. И это — на структурные реформы экономики. На поесть пусть зарабатывает сама, ведь снизили ей таможенные тарифы. Только что Украине сегодня экспортировать на Запад, кроме революции? В общем, Евросоюз Украине мороженое купил, на трамвае прокатил, обещал жениться.
Если предположить, что дело дойдет до более ощутимой помощи Киеву, более жестких санкций в отношении Москвы, европейским лидерам придется поломать голову над тем, как объяснить людям смысл своих действий. По опросам, опубликованным в журнале Spiegel, большинство немцев, которые вообще что-то слышали о Крыме, всегда думали, что это — часть России. |