Приветствую Вас Гость | Группа "Гости" | RSS

Количество дней с момента регистрации: . 


Четверг, 12.12.2019, 20:22
Главная » 2017 » Март » 1 » Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия Чижевского
00:13
Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия Чижевского


С приближением к очередному максимуму солнечной активности в 1999-2000 годах термин "космическая погода" прочно завоевал свое место как в научной литературе, так и в средствах массовой информации. Фундаментальная наука в очередной раз стала основой для прикладных исследований, ориентированных на непосредственные нужды общества. Подобно тому, как метеорологический прогноз опирается на исследования физики атмосферы и океана, прогноз космической погоды основывается на наших знаниях о Солнце и околоземном пространстве. Чтобы познакомиться ближе с увлекательным миром солнечно-земных связей, где органично сочетаются стабильность и изменчивость, нам придется погрузиться в океан плазмы - газа заряженных частиц, заполняющего всю Солнечную систему. Однако прежде, чем это сделать, нужно научиться плавать - познакомиться с законами, управляющими этим миром.


Жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики космоса на инертный материал Земли. Она живет динамикой этих сил, и каждое биение органического пульса согласовано с биением космического сердца — этой грандиозной совокупности туманностей и звезд, Солнца и планет.
А.Л.Чижевский

ЗЕМЛЯ В ОБЪЯТИЯХ СОЛНЦА. ГЕЛИОТАРАКСИЯ

По астрономическому положению в нашей системе Солнце занимает исключительное положение — это единственная звезда, единственный источник энергии. Все девять планет с их спутниками и малыми телами - только присные в свите этого единодержавного короля. Именно так воспринимали Солнце у Славян, в Древнем Египте, в культуре цивилизаций инков, ацтеков, майя.

То, что без солнечного света и тепла невозможна была бы жизнь на Земле, давно стало трюизмом. Но оказывает ли Солнце. влияние на всемирноисторический процесс, и вообще динамику биосферы и геосфер Земли? Решить эту грандиозную загадку природы сумел наш выдающийся соотечественник, ученый с мировым именем, основоположник гелиобиологии - А.Л.Чижевский. Начало титанического труда по сопоставлению процессов, происходящих на Солнце и в то же время на Земле, было положено им еще в студенческую пору. Но уже в 1918 году, в возрасте 21 года, на кафедре всеобщей истории Московского университета Чижевский блестяще защитил докторскую диссертацию на тему: "Исследование периодичности всемирно-исторического процесса". В этой работе, которая в дальнейшем отразилась в книгах "Физические факторы исторического процесса" и "Земное эхо солнечных бурь", ученый последовательно раскрывает теорию гелиотараксии (от гелиос - солнце, тараксиосмущение, возмущение) - солнечного возмущения.

Дело в том, что Солнце испускает волновую и корпускулярную радиацию. Волновой компонент представлен электромагнитными лучами разной длины волны - то, что несет живительный свет и тепло. Корпускулярная радиация — это потоки заряженных частиц, испускаемые Солнцем не равномерно, а с периодическим усилением. Данный процесс называется солнечной активностью, его период составляет 11,1 лет. Т.е. через каждые 11,1 лет Солнце приходит в состояние повышенной активности, когда в его атмосфере образуется много пятен, вспышек и протуберанцев. Оттуда в межпланетное пространство извергаются огромные потоки корпускулярной радиации.

Проанализировав кривые подъема и спада основных эпидемических заболеваний на материале нашей эры (чумы, тифа, холеры, дифтерии, гриппа и др.) и сопоставив их с кривыми солнечной активности, Чижевский обнаружил поразительное совпадение тех и других. Оказалось, что практически все инфекционные эпидемии строго подчинялись в своем распространении циклам солнцедеятельности. Далее, переходя к общественной истории, Чижевский констатирует, что "вся интеллектуальная и социальная жизнь человеческих сообществ проходит под знаком эпидемий. Эпидемии не исключение, а общее правило..." Ученый выделяет: эпидемическое распространение идей, военные эпидемии (международные или гражданские войны, завоевательные походы), революционные и политические эпидемии (эмиграции, забастовки, смуты, бунты, мятежи, восстания и др.), религиозные и религиозно-истерические эпидемии (распространение вероучений, сект; крестовые походы, эпидемии мученичества и бесоодержимости и др.), нервно-психические и истеросексуальные эпидемии.

В своей диссертации Чижевский составил синхронистические таблицы, в которых убедительно продемонстрировал синхронную связь между всеми историческими эпидемиями и максимумами солнечной активности. Для примера укажем синхронность некоторых массовых эпидемий с солнечными максимумами.

Религиозные эпидемии крестовых походов
Максимум 1096 г.
1094-1096 гг. – I Крестовый поход
Максимум 1145 г.
1147г. – II Крестовый поход
Максимум 1185 г.
1187г. – III Крестовый поход
Максимум 1202 г.
1203 - 1204г. – IV Крестовый поход
Максимум 1213 г.
1212 - 1213г. – I Крестовый поход детей
Максимум 1224 г.
1224г. – V Крестовый поход
Максимум 1238 г.
1237 г. – II Крестовый поход детей
Максимум 1269 г.
1270г. – VII Крестовый поход
Максимум 1460 г.
1458 г. – III Крестовый поход детей

Важнейшие восстания и революции
Максимум 1307 г.
1306 г. – Великое восстание в Англии
Максимум 1365 г.
1368 г. – Восстание в Китае. Изгнание монголов
Максимум 1383 г.
1381 г. – Восстание крестьян в Англии
Максимум 1526 г.
1525 г. – Великое восстание крестьян в Германии
Максимум 1649 г.
1649 г. – Буржуазная революция в Англии
Максимум 1788 г.
1789 г. – Великая французская революция
Максимум 1829 г.
1830 г. – Июльская революция
Максимум 1848 г.
1848 г. – Революция во всей Европе
Максимум 1860 г.
1860 г. – Восстание в Италии
Максимум 1870 г.
1870 г. – Парижская коммуна
Максимум 1905 г.
1905 г. – Первая революция в России
Максимум 1917 г.
1917 г. – Великая социалистическая революция в России

Аналогичные синхронистические таблицы Чижевский подобрал для известных в истории психопатических эпидемий. С максимумами солнечной активности совпало выдвижение народных и духовных вождей, реформаторов и полководцев, а также проведение вселенских соборов. Что и говорить, настолько убедительные данные не оставляют и тени сомнения в связи процессов, происходящих на Солнце, и массовых процессов, происходящих на Земле. Но Чижевскому пришлось испытать много недоверия, откровенного пренебрежения, а впоследствии замалчивания результатов своей теории. Причины просты и понятны. Во-первых, ученый недвусмысленно указывал на люмпенизированную часть населения, как носителя всех стихийных процессов: « Если мы зададим себе вопрос о том, представители какого класса являлись и являются основною силою массовых движений, на этот вопрос можно ответить так: элементарными единицами всех массовых движений... являются в подавляющем большинстве представители беднейших классов. В древности это были рабы, воины и мелкие ремесленники, в

Средние века - феодальные крестьяне и в новые - прежде всего рабочие, затем солдаты, и наконец, крестьяне. Как известно, этому-то классу свойственна истерия как массовое явление. Начиная с древних оргий или судорожных эпидемий Средних веков и кончая рабочими движениями последних времен, мы видим повсюду проявления истерического характера со всем симптомо-комплексом соответствующего порядка, всегда выраженным с достаточной ясностью".

Во-вторых, ученый напрямую увязывает русскую революцию с солнечной активностью: "Столь замечательное соответствие рабочего и крестьянского движения в России с солнцедеятельностью за эпоху конца прошлого и начала текущего века находит... объяснение в подлинно стихийном характере этого движения".

Соответствие может и было заме- чательным, но допустить даже мысль, что рабочих и крестьян на ратный подвиг свержения сподвигло какое-то там Солнце, а не угнетающая буржуазия, было невозможно. Именно поэтому Чижевского постигла участь многих деятелей культуры в сталинскую эпохулагеря, а затем - на долгие годы полное забвение...

Ортодоксальные ученые обвиняли Чижевского в.редукционизме. Само это слово - редукционизм, т.е. сведение более сложного к более простому (грубое упрощение) - на долгие годы приняло характер обвинительного заключения для тех ученых, которые упорно отказывались "объективно воспринимать окружающую действительность". Историка Л.Н.Гумилева обвиияли в том, что он сводит социальноисторические особенности того или иного народа к простой географии, хотя этот ученый в своей теории этногенеза по сути возродил древнейшее убеждение историков и философов, что судьба народа неразрывно связана с областью его проживания. Так же и Чижевского обвиняли в недопустимом упрости тел ьстве поиске причин исторических событий не в классовых противоречиях, а в солнечных пятнах, вспышках и протуберанцах.

Однако сам ученый придерживался на это счет другого мнения. Путеводной звездой для Чижевского,служил принцип единства мира (догмат "всемирной симпатии" древних астрологов). В жизни природы "все последовательно и все сопричинно между собою. Мир есть сложная система зависимых переменных, а не музей отдельных явлений, не перечень неподвижных фактов. В свете современного научного мировоззрения судьбы человечества, без сомнения, находятся в зависимости от судеб Вселенной. И это есть не только поэтическая мысль, могущая вдохновить художника к творчеству, но истина, признания которой настоятельно требуют итоги современной точной науки" ".

Теория гелиотараксии Чижевского основана на общепризнанной в науке зависимости, существующей между интеллектуальной и социальной деятельностью человека и рядом мощных явлений, происходящих в окружающей его среде. Более мощного воздействия, чем потоки солнечной радиации, в природе не существует. Отсюда следует первый закон теории: состояние предрасположения к поведению человеческих масс есть функция деятельности Солнца.

"Подобно тому, как обычная смена времен года не воспроизведет из земли пшеницы, если вовремя не будет брошено семя, так и наличие повышенной возбудимости в массах в дни пертурбаций в-солнцедеятельности не вызовет ровно ничего, если вовремя не будет посеяно психическое семя идея... При отсутствии объединяющего массы социального фактора эта общая повышенная возбудимость выльется в индивидуальные поступки, например... в преступления, в экзальтационное состояние и др. При наличии же объединяющего фактора указанные индивидуальные поступки создают единообразное поведение массы индивидов, возникает коллектив, объединенный общими идеями и общим поведением. Следуя законам психической инфекции, коллектив растет, ...и это происходит тем скорее, чем скорее, резче и сильнее действует космический агент" .

Отсюда вытекает второй закон теории: резкие подъемы солнцедеятельности превращают потенциальную энергию (энергию психического накопления масс) в энергию кинетическую (энергию нервного разряда и движения).

"Особенно любопытным с точки зрения коллективной психологии представляется момент... превращения одного вида энергии в другой, наступающий одновременно в больших человеческих массах на больших территориях под влиянием общего воздействия солнечного фактора и его геофизических и метеорологических производных. Это момент гелиотараксии - "солнечного возмущения"... Это та "точка кипения" человеческих масс, которая стоит на рубеже двух различных процессов: процесса накопления нервно-психической энергии под влиянием социальных раздражителей и процесса социального выражения этого накопления, т.е. статики и динамики масс.

Теория Чижевского позволяет объективизировать хронологию (эту вечную проблему историков) путем проведения солнечной историометрии. Объяснять всемирные события в рамках естественно-научных закономерностей, измерять историю в физических единицах - это ли не мечта творцов науки будущего?! Более того, данная теория дает возможность принципиально по-иному, более правильно трактовать исторические события в их развитии.

Все знают, что началом Великой Французской революции традиционно считается взятие и разрушение Бастилии парижской чернью 14 июля 1789 г. После чего в провинциях "разрушали свои Бастилии и уничтожали королевскую администрацию, вводя самоуправление" (P.Ю.Виппер, 1922). Примерно по той же схеме в истории принято описывать большинство событий, гораздо значительнее подчеркивая сам факт события, нежели причины, приведшие к его появлению. Согласно же теории гелиотараксии, Французская революция началась задолго до указанного момента, когда на фоне спада солнечной активности нарастал социальный кризис, и накапливалась психическая энергия масс. Далее, при достижении максимума солнечной актиености, эта переполнившая все чаши, психическая энергия вылилась в энергию нервного разряда, и Бастилия была разрушена, а вместе с ней - и королевская власть во Франции.

Важно подчеркнуть, что солнечной активности Чижевский отводил роль фактора, только активизирующего массы и задающего подъемы и спады общественных процессов во времени. Непосредственные же причины всех, исторических событий следует. усматривать в социальной динамике общества, не приписывая Солнцу роль палача.

Проведя схематическую сводку ( данных полного цикла солнечной активности (11,1 года), ученый разделил цикл на четыре периода.

1. Период минимальной возбудимости длится в среднем три года, на Солнце наблюдается минимальное число пятен. В обществе в это время происходит дифференциация масс,. которые становятся индифферентными к социальным вопросам, миролюбиво настроенными, более терпимыми г и уступчивыми. Количество депрессивных состояний возрастает. В этот период заключаются мирные переговоры, проводятся оккупации и капитуляции, сокращается парламентаризм и усиливается единовластие. В этот же период происходит возникновение массовых движений социального характера. В среднем возникает 5% исторических, событий.

2. Период нарастания возбудимости длится в среднем два года, число солнечных пятен и их групп постепенно увеличивается. В массах возникают идеи социального порядка, выделяются основные идеи, вокруг которых поляризуется общество. В государствах на.блюдаются колебания в решении военных и политических вопросов, осложняются международные отношения, вскрываются заговоры, идут приготовления к войне. Массовые движения социального характера постепенно увеличиваются. В среднем в этот периодпроисходит 20% исторических,событий.

3. Период максимальной возбудимости длится в среднем три года и характеризуется максимальным числом, солнечных пятен. В обществе в это время.появляются народные вожди, полководцы, государственные деятели, которые объединяют массы под знаменем ведущей идеи. В этот период наблюдается быстрота развития массовЫх движений с широтой территориального охвата! Тогда же парламентаризм достигает своего расцвета, осуществляются демографические и социальные реформы, народовластие ограничивает единовластие. На период максимума массов ых социальных движений приходятся революции, восстания, смуты, бунты, войны, походы, эмиграции, гонения и прочие массовые эпидемии - в среднем 60% исторических событий.

4. Период падения возбудимости, длящийся в среднем три года, совпадает с постепенным уменьшением числа солнечных пятен. В обществе прогрессирует медлительность реакций на общественные раздражители, падает энтузиазм и воодушевление, увеличивается значимость личной жизни. Государства переживают в это время распад военных, политических и экономических коалиций. Тенденции сепаратизма обусловливают отказ от международных притязаний. Все общественные выступления подавляются. Количество массовых движений уменьшается, и в среднем наблюдается 15% исторических событий.

Что и говорить, теория Чижевского воспринимается как грандиозное открытие, не меньшее по значимости для науки и будущего развития человечества, чем, например, открытия Менделеева и Эйнштейна. Александр Леонидович Чижевский, будучи энциклопедически образован-, ным ученым (домашняя библиотека его отца насчитывала 15000 томов), прекрасно разбирался не только в истории, но и в биофизике. Он долгие годы, изучал действие аэроионов отрицательного знака на больных людей и животных, и пришел к выводу о значительной лечебной и оздоравливающей силе этих ионов, сконструировал генератор аэроионов - люстру Чижевского. Долгие годы работал в лаборатории зоопсихологии у Дурова, любил pHCOBBtb и. писать стихи, в молодости даже выпустил сборник. Но, конечно, центральное место во всех исканиях ученого принадлежит Солнцу. Свое личное отношение к нему Чижевский выразил следующих поэтических строфах:
Великолепное державное Светило,
Я познаю в тебе собрата-близнеца,
Чьей огненной груди нет смертного конца,
Что в бесконечности, что будет и что было.
В несчетной тьме времен ты стройно восходило
С чертами строгими родимого лица.
И скорбного меня, земного пришельца,
Обняла радостная, творческая сила.
В живом, где грузный пласт космической руды
Из черной древности звучишь победно ты
Испепеляя цепь неверных наших хроник,
И я воскрес, пою...
О, в этой вязкой мгле
Под взглядом вечности ликуй, солнцепоклонник,
Припав к отвергнутой Праматери Земле!

К изучению связей между Землей и Солнцем Чижевский пришел через занятия астрологией, которой он увлекал ся с юности. В фундаментальной раб те "От астрологии к космической био погии" ученый указывает, что астр гические знания относятся к числу дре нейших памятников человеческой ци вилизации. Во все времена астрологи ей занимались самые выдающиеся умы Но за последние столетия отношение астрологии в целом изменилось, хот творцы научно-технических революци - Ньютон и.Эйнштейн - оба весьм серьезно занимались астрологией отстаивали свои убеждения. Теперь ж "с каким величайшим презрением принято смотреть на развитие и успех астрологической мысли! Суеверие, обман, трусость, ложь - этими эпитета ми стремятся заклеймить пятитысячелетнее движение и один из самых замечательных перлов творения человеческого духа".

Пытаясь беспристрастно разобрат ся в сложившейся ситуации по отношению к астрологии, Чижевский указывает: "Что можно было бы возразит против догмата всемирной симпатии гласящего, что все части мироздании солидарны между собою... Не послужила ли астрология с ее всеобъемлющим догматом побудительным стимулом, принудившим человеческую мысль к отысканию аналогичных принципов в сфере точного знаниям" В 1926 г. в журнале "Огонек" (№17) Чижевский опубликовал статью "Современная астрология", в которой обосновывается влияние планетных эффектов на Землю через посредство солнечной активности: "Ряд выдающихся астрономов доказывали периодичность солнечных явлений влиянием планет Меркурия, Венеры, Марса, Сатурна, Юпитера, сочетание движений кот рых было поставлено в связь с пери дами планет". Таким образом, недоказанную связь "Земля - планеты" ученый подтверждает с позиций гравитационных взаимодействий в системе "Солнце - планеты", так, что связь в континууме "Солнце - Земля - планеты" становится бесспорной.

Как бы в подтверждение мысли космоземном единстве, Чижевский подчеркивает, что "в умах астрологов за тысячелетия до начала опытного изучения природы сложилось глубочайшее убеждение в том, что жизнь представляет собою лишь трепет космических сил, поток космической энергии, Объясняя мировой процесс вибраций космических сил, астрология тем самым освобождала мысль от гнета церковной догмы и освежала ее дуновеньем цзирочайших просторов, шествовала впереди всех наук как их лучшее философское завершение, как передовой боец за свободу человеческого духа". Поистине, об исторической роли астрологии не скажешь более точно!

А.Л.Чижевский

Земля в объятиях Солнца

ЧАСТЬ II
Глава 3
Психические эпидемии
и циклическая деятельность Солнца

15 [Понятие "психические эпидемии" давно уже вошло в психопатологию, обозначая особые состояния, охватывающие почти одновременно те или иные человеческие группы и проявляющиеся в основном однотипно. В качестве примеров их в научной литературе описаны особые религиозные исступления, панические состояния и т.п. А.Л.Чижевский приводит примеры по многочисленным источникам. Представляется некорректным поведение под это понятие народных "волнений" и других социальных явлений, принимавших массовый характер, но психопатологизация общественных явлений – дань биологизаторству. Что же касается собственно болезненных состояний под собирательным названием "психические эпидемии", то, в силу того что они передаются от одного к другому, принимая массовый характер, им дали обозначение "индуцированных (т.е. передающихся, заражающих) психозов". При психических эпидемиях отмечаются легкое восприятие, повышенная внушаемость, наклонность к подражательным действиям и поступкам.

А.Л.Чижевский в отношении психических эпидемий стоял на позоциях дореволюционной психиатрии и психопатологии и, по-видимому, испытал сильное влияние школы французских исследователей, которые в свое время давали формальную классификацию индуцированных психозов, но их методология не приближала к пониманию самой сущности рассматриваемых процессов, своеобразия их протекания и условий развития.

Только понимая природу человека как социального существа, как продукта общественного развития, как совокупности носимой им культуры и воплощения общественных отношений, можно было прояснить, каким образом, каким путем и при каких обстоятельствах инициируются и получают свое движение индуцированные психозы. // комментарий Л.В.Голованов.]

Выше мы видели, насколько общая линия поведения больших человеческих масс хорошо и точно следует за кривой солнцедеятельности. В некоторых случаях мы сталкивались с явлениями полного параллелизма или конгруэнтности [16 Конгруэнтность (от латинского congruens, congruentis) – соразмерность, соответствие, сопадение. // комментарий Л.В.Голованов.] кривых. Также мы убедились, что эти явления не игра случая, а результат закономерного энергетического воздействия одного процесса на другой.

Примем сейчас в качестве рабочей гипотезы, что в данном случае мы имеем, как это я уже упоминал выше, результат превращения лучистой энергии Солнца в переизбыток нервно-психической энергии человеческих масс. Последнее можно представить себе как некоторую общую сумму индивидуальных энергий, которая возрастает на некоторую определенную величину в эпохи повышенного притока солнечных радиации, образуя тот переизбыток нервно-психической энергии, который необходим для возникновения массового движения.

Тогда может представиться вполне целесообразным изучить вопрос о том, в какие формы выливается в некоторых случаях этот суммарный переизбыток энергии и насколько эти формы уклоняются от некоторой психической нормы.

В данном направлении мы имеем тот малоисследованный край явлений, в котором гнездятся всевозможные массовые психические и психопатические эпидемии. На них мы сейчас и остановимся подольше, так как они помогут нам разобраться в ряде важных вопросов.

Вся интеллектуальная и социальная жизнь человеческих сообществ проходит под знаком эпидемий. Эпидемия не исключение, а общее правило, почти не имеющее исключений.

Случается и так, что психическая эпидемия с течением времени переходит в другую форму массовых умственных движений – эпидемию психопатическую. Это бывает всегда, коль скоро к тому или иному массовому движению присоединяются люди с явными нарушениями психической деятельности. Тогда у исследователя создается впечатление, что все участники движения обезумели, все подражают поведению сумасшедшего, все продолжают его дело, а между тем еще совсем недавно все они мыслили здраво и трезво. Такова великая роль общественного внушения, роль психической индукции!

Поэтому иногда вовсе невозможно отделить одну эпидемию от другой и провести строгую их классификацию. Это явствует из того, что каждая из них заключает в себе элементы, присущие другим эпидемиям, отличаясь в то же время от них рядом признаков и имея другое русло. Возьмем, например, эпидемии самоубийств. К какой категории эпидемии их следовало бы отнести? Мы знаем, что эпидемические самоуничтожения встречаются на религиозной, сексуальной, чисто социальной и других почвах. То же можно сказать и об эпидемиях убийств. Эти эпидемии могут возникнуть на военной, революционной, религиозной и других основах. Другие эпидемии по отношению к их классификации представляются менее сложными, например эпидемии бесоодержимости. Последние возникают на религиозной, истеро-сексуальной почве. Есть чисто сексуальные типы эпидемии, например эпидемии гомосексуализма: они имеют корни в нарушениях или извращениях половой сферы. Своеобразный вид эпидемий представляют собою биржевые паники, тюльпаномания в Голландии в XVIII в. и многие другие.

Если бы мы попытались дать перечень массовых психических явлений, разделив их по видовым признакам на несколько категорий, то получили бы схему, которую, конечно, можно признать в значительной доле произвольной.

Эпидемическое распространение идей. Многие научные, литературно-художественные, бытовые идеи, религиозные, политические учения и т. д. вызывают повальные умственные движения, которые могут быть причислены к собственно психическим эпидемиям.

Военные эпидемии: международные или гражданские войны, завоевательные походы, карательные экспедиции и т. д.

Революционные и политические эпидемии: эмиграции, забастовки, смуты, бунты, мятежи, восстания, погромы, протесты, эпидемии суфражизма и др.

Религиозные и религиозно-истерические эпидемии: распространение вероучений (конфуцианства, буддизма, магометанства, христианства, лютеранства и т. д.), распространение сект (пророки и мессии), военно-религиозные движения (крестовые походы и т. п.), эпидемии покаяния, аскетизма, пилигримства, паломничества, иконоборчества, кликушества (икотницы), эпидемии мученичества, самоистязания и самоуничтожения (самосожжение, самоутопление, самоповешение и т. д.), бесоодержимости (демономания, демонолатрия, демонофобия), звероодержимости (ликантропия) и т. д.

Нервно-психические эпидемии. К этой категории могут быть отнесены много различных эпидемий из других категорий. Ограничимся указанием лишь нескольких эпидемий: страха, зрелищ (бой гладиаторов, быков и т. д.), восторга (массовые воодушевления по тому или иному поводу), наркотизма (эпидемии морфиномании, алкоголизма, курения табака), холерные и чумные психозы и т. д.

Быть может, к этой категории эпидемий следует причислить эпидемии биржевых паник, тюльпаноманию и другие массовые социальные явления.

Истеро-сексуальные эпидемии. К данной категории могут быть причислены некоторые эпидемии из категорий религиозных, нервно-психических и психопатических эпидемий. Укажем на некоторые собственно истеро-сексуальные эпидемии: эпидемии флагелляции, садизма и т. д.

Психопатические эпидемии: коллективные убийства, зверства, эпидемии изнасилований, каннибализма, эпидемии хореи (пляска, тарантелла), эпидемии конвульсий (судороги, тик) и т. д.

Мне казалось чрезвычайно любопытным проследить, как распределяются психические и главным образом психопатические эпидемии во времени в связи с периодической деятельностью Солнца. Меня интересовало распределение именно тех эпидемий, которые изучаются не только исторической наукой, но и психиатрией как наиболее отчетливые примеры массового ослабления высших психических способностей. Проработав необходимый исторический и психиатрический материал, я пришел к целому ряду заключений.

Тысячи, миллионы разнообразных идей ежедневно рождаются и умирают в человечестве. Бесполезные и неоформленные, подобные мертворожденному младенцу, одни уходят из жизни, не успев прикоснуться к ней. Другие идеи, более счастливые, увлекаются круговоротом общественного мнения, переносятся с места на место, подобно тому как ветер носит и кружит по полям и лугам бесчисленные семена растений. И подобно тому как лишь самая ничтожная часть семян находит благоприятную для произрастания почву, а остальные гибнут в каменистом грунте или в придорожной пыли, так и для жизни идей в человеческих массах нужны особые благоприятные условия. Необходимо, чтобы семя идеи попало в такую человеческую среду, где будет налицо целый ряд способствующих жизни условий. Тогда такая счастливая идея даст пышное цветение и взволнует огромные человеческие массы, тогда роли двух действующих лиц, человечества и идеи, резко меняются: теперь уже не общественное мнение движет идею, а идея приводит в движение огромные человеческие массы, помыкая ими.

Но для того чтобы произошел такой обмен ролями, необходимо существование некоторой сложной совокупности условий, лежащих в структуре самого общества. Если данной совокупности условий нет, то жизнь идеи ограничивается более скромным районом. Как зерно, попавшее в песчаную почву, все же дает скудный росток и не приносит плода, так и идея в последнем случае погибает в то время, когда ей нужно было бы цвести. Но даже и тогда, когда нам кажется, что та или иная идея погибла, как зерно, занесенное на камень или высушенное солнцем, мы должны знать, что это зерно, эта идея еще жизнеспособна. Достаточно, чтобы случайный вихрь сбросил зерно с голой поверхности камня и на него упало несколько капель дождя, как снова жизненные токи пробудятся в нем и жизнь во всей своей полноте вступит в свои права. Так и идеи, которые давно уже были заживо погребены, при наличии известных условий опять и опять будут воскресать в больших человеческих массах, периодически волнуя и тревожа их. В этом смысле идеи бессмертны и несравненно долговечнее многих человеческих поколений. Уже сотни тысяч поколений ушли из жизни, а нацарапанные на камнях символические изображения доносят до нашего времени идеи, волновавшие наших отдаленных предков.

Вся общественная жизнь человеческих коллективов протекает под знаком массовых психозов и массовых психопатий. Чем интенсивнее бьет ключ общественной жизни, тем чаще и глубже охватывают ее коллективные безумия. Лишь в редкие эпохи депрессий отдельные группировки человечества освобождаются на краткий срок из-под власти той или иной идеи и каждый член ее начинает мыслить более или менее самостоятельно. Но в такие-то эпохи рождаются «новые» идеи, которые служат источником новых последующих психических или психопатических эпидемий. Одна психическая эпидемия заменяется другою. И так длится без конца!

Лишь в краткие промежутки времени, когда старая идея уже перестала волновать перенесшие ее инфекцию массы, а новая еще не народилась, мы встречаем светлые промежутки времени, свободные от взрывов массового умопомешательства.

Массовые умственные движения принимают иногда иные формы. Они длятся по нескольку лет, даже по нескольку десятков лет. Они влекут за собой не быстрые и не гремучие взрывы, а тихие разряды массовой деятельности. Большинство достижений человеческого ума, каким только было суждено охватить большие массы, распространялись именно таким образом. Кому не известна та сенсация, которую вызвал во всей Европе в конце XVIII столетия сентиментальный роман английского писателя Ричардсона (1689–1761) «Кларисса Гарлоу»?! Этот роман печатался в одном журнале и выходил постепенно, частями. Читатели, увлеченные началом романа, нетерпеливо ждали его развязки, в то время как автор продолжал не торопясь рассказывать о всех злоключениях героини Клариссы, о ее сердечных и физических страданиях. Сведения о состоянии здоровья Клариссы передавались из уст в уста, сотни людей молились о выздоровлении Клариссы, женщины писали автору трогательные письма, а сам король наводил справки у своих министров о здоровье никогда не существовавшей Клариссы.

Сентиментальный роман Гёте (1749–1832) «Вертер», герой которого покончил жизнь самоубийством из-за любви к Шарлотте, вызвал в Германии эпидемию самоубийств. Книга способна на многое: тысячи детей на земном шаре убегают из родительского дома, начитавшись Жюля Верна, Майна Рида, Густава Эмара. Детективные романы Конана Дойла возбудили многих к приключениям такого рода.

Сочинения Эммануэля Сведенборга (1688–1772) дали повод к возникновению ряда сект – авиньонских иллюминатов, теософов и др. В. Гюго (1802–1885), Э. Золя (1840–1902), Л. Толстой (1828–1910) явились невольными организаторами ряда новых сект, поклонявшихся их учению. В свое время эти секты вызывали кровопролития и массовые переселения. В XVIII в. сторонники и противники итальянской музыки также проливали кровь во время горячих споров.

В истории немецкой литературы известны примеры длительного увлечения целых слоев общества определенной идеологией. Эпоха, известная под названием «Sturm und Drung» (драма Клингера, 1776), длилась два десятилетия, охватив собой всю литературу. Значительно позже в германской политике возникло течение «Kulturcampf», наложившее заметную печать на всю жизнь германского народа. В Италии в 50-х годах появилось литературное движение, направленное к объединению Италии. Подготовленное съездами естествоиспытателей, это движение обнаружилось сразу вследствие выхода в свет ряда политических сочинений, которые читались во всей Италии и взывали к независимости страны. Таковы были сочинения Джиоберти, Бальбо, д'Ацелио и др. Мысль о возрождении Италии быстро распространилась в среде интеллигенции, и хотя никакой организации не возникло, не было сформулировано никакой точно определенной цели, но все желали преобразования, либерального образа правления и единения всех итальянцев.

Нечто аналогичное по типу распространения мы видим в эпоху реформ в России в 60-х годах, в Германии в 80-х годах прошлого столетия и т. д. Идея, пущенная кем-либо в обращение в широкие массы, объединяет их и сама становится боевым лозунгом дня.

Массовые умственные движения связаны также с различными проектами, процессами. Огромные эпидемии были вызваны, например, «проектом Миссисипи» (1717)» «химерой Южного моря» (1729), Панамским процессом (1893), процессом Дрейфуса (1894–1895), процессом Сакко и Ванцетти (1927). Недавно весь мир пережил эпидемии «радиомании» (1924–1925), «Линдбергомании» (1927), «спасения Нобиле» (1928) и т. д.

Интересно, наконец, отметить, что история науки также богата примерами того, как часто та или иная теория охватывала умы ученых, овладевала ими до полного порабощения и как тирания продолжалась иногда очень долгое время, пока наконец либо угасала, либо сменялась новою теорией, новою идеей.

Разительным примером тирании абстрактной идеи может служить философская доктрина Аристотеля, приостановившая научный прогресс человечества более чем на полторы тысячи лет и приведшая к суду инквизиции не одного гениального человека (Галилей, Бруно). Увлечение гипнотизмом под различными именами тревожило культурную часть человечества со времен Месмера (1739–1815). Это были «месмеризм» или «животный магнетизм». Данная психическая эпидемия, следует заметить, долгое время задерживала изучение психических явлений при помощи методов эстективного [От греческого «эстезис» – чувство.] исследования.
Просмотров: 1455 | Добавил: Constantin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]