Пятница, 23.08.2019, 12:33
Главная » 2012 » Ноябрь » 28 » Жизнь на Земле, но без Солнца
Жизнь на Земле, но без Солнца

Американские исследователи обнаружили жизнеспособное сообщество бактерий в антарктическом озере Вида, которое находится в долинах Мак-Мердо. Бактерии способны выдерживать температуру до -13,5°C и выживать в воде, которая в шесть раз солонее морской.
Профессор Кристиан Фритсен и его коллега Элисон Мюррей из Исследовательского института в Неваде (DRI) опубликовали в научном журнале PNAS результаты исследования проб воды из антарктического озера Вида. Оно находится под 20-метровым слоем льда и считается одним из самых изолированных озер в Антарктиде.
«Это исследование открывает окно в одну из самых уникальных экосистем на Земле, — отмечает Элисон Мюррей. — До этого момента практически ничего не было известно о геохимических и микробиологических процессах в неосвещенной ледяной среде. Наше исследование поможет получить представление о типах жизни, которые способны существовать в таких сложных условиях при экстремальных температурах».
Несмотря на химический состав воды, которая в больших количествах содержит водород, аммиак и нитраты, она таит в себе достаточно разнообразный состав бактерий, которые выживают без солнца. Бактерии были изолированы в озере на протяжении трех тысяч лет.
Геохимические анализы показали, что химические реакции между очень соленой водой и богатыми железом отложениями могут генерировать закись азота и молекулярный водород. Последний, в частности, может обеспечить энергию, необходимую для поддержания жизни разнообразных микробов. Другими словами, поддержание жизни осуществляется за счет химической реакции между бескислородной соленой водой и скалами.
«Если наши выводы верны, это дает совершенно новую основу для размышлений о том, как может поддерживаться жизнь в экосистемах на Земле и в других ледяных мирах во Вселенной», — отметил ведущий автор исследования Кристиан Фритсен.
Доктор биологических наук Института микробиологии РАН Сабит Абызов поясняет, что цель таких исследований — проверить, как долго могут находиться микроорганизмы в состоянии анабио­за в толще ледника для дальнейших поисков жизни в марсианских полярных шапках.
«Сначала микроорганизмы заносятся на поверхность Антарктиды, потом они замуровываются в толщу ледника и могут находиться там десятки тысяч лет. В озере Восток, которое мы изучали совместно со специалистами из Арктического и антарктического научно-исследовательского института (Санкт-Петербург), были найдены лишь те микроорганизмы, которые существуют и сегодня, но в Антарктиде много разных озер», — добавил г-н Абызов.
Выживаемость бактерий в озере Вида под 20-метровым слоем льда при -13,5°C самих биологов не удивила. «Были проведены исследования, которые доказали, что микробы могут выживать при температуре до -25°C, правда, при этом все процессы в такой среде происходят очень медленно», — рассказала замдиректора Института микробиологии РАН, доктор биологических наук Елизавета Бонч-Осмоловская